Общение педагога с родителями — секреты взаимопонимания
Родительская тревога
Основа взаимопонимания
Приемы конструктивного взаимодействия
Типичные ошибки в общении с родителями
Многие педагоги сами растят детей и тем не менее, находясь в позиции учителя, забывают о страхах и противоречивых чувствах родителей, пришедших в школу – на родительское собрание или для личной беседы. Чтобы обсуждение проблем ребенка стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей и строить взаимодействие, опираясь на это знание.
Родительская тревога
Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».
Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать».
Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи? Для ответа на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке.
Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы он был успешен.
К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель.
Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.
Для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя.
С этими эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так, одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие – возлагают ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя.
Негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом, с которым мама или папа разговаривают в данный момент.
Родительская тревога, как правило, вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем всё еще вызывает болезненные переживания).
Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, отношением к нему, что делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: «Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас учиться», а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети».
Основа взаимопонимания
Таким образом, родители, с которыми учитель или классный руководитель общается по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – исключительно сильными. И успешность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от того, удается ли ему построить взаимодействие с учетом состояния родителя.
Представим себе первоклассника, который впервые переступил школьный порог. Ему тревожно, неловко, он не знает, как себя поведут учителя и другие дети.
Учитель, с пониманием относящийся к переживаниям ребенка, помогает ему почувствовать себя комфортно в новой обстановке.
Если же педагог безразличен к состоянию первоклассника, не оказывает ему никакой поддержки, то ребенок, скорее всего, будет его бояться, но не будет ему доверять.
Нечто подобное происходит и в работе с родителями: им также некомфортно, и основа продуктивного взаимодействия между семьей и школой – контакт и доверие.
Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей.
Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству.
Чего же хочет родитель от учителя или классного руководителя?
— Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.
— Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.
— Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)
— Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?
Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит.
И самые замечательные слова могут пропасть втуне, если они звучат осуждающе или оценивающе. Учителя ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю.
Поэтому давайте рассмотрим некоторые психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания.
Приемы конструктивного взаимодействия
Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка?
Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно.
Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме.
«Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.
Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.
Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой.
Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».
Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.
Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта».
Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа.
Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».
При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности.
Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».
После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.
Типичные ошибки в общении с родителями
Каковы главные помехи в конструктивном общении и чего педагогу лучше не делать в беседе с родителями?
Взаимодействию педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями.
Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет необходимости искать это решение самому».
В практической деятельности зачастую принято искать причины трудностей ребенка в поведении родителей. Однако научные исследования далеко не всегда это подтверждают, да и родители часто говорят что-нибудь вроде: «Он таким родился».
Очень большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Так, одни дети эмоционально устойчивы, а другие – крайне восприимчивы к различным внешним воздействиям. Американские психологи сейчас часто употребляют формулировку «дети с трудным темпераментом».
Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные способы взаимодействия с ним. Можно не оспаривать имеющиеся у родителя воспитательные установки или методы воздействия на ребенка, но подчеркнуть их несоответствие специфике ребенка.
В этом случае уместно сказать: «Это замечательный прием, но не для вашего ребенка».
Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так.
Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата.
Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.
Марина Чибисова, к.психол.н., доцент МГППУ
Повиновение родителям? Мнения священников
«Моя мама манипулирует моими дочерними чувствами, а я даже ответить ничего не могу, ведь заповедано детям повиноваться родителям, вот и пытаюсь им следовать, но, кажется, своей жизни у меня скоро не останется вообще».
Такие утверждения нередко оставляют в х к статьям и наши читательницы.
Но в чём же на самом деле смысл евангельских слов? Должен ли ребёнок (особенно если он уже давно вышел из школьного возраста) безусловно повиноваться родителям?
Вопрос становится особенно острым, если обратиться к первоисточнику и почитать послание целиком: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).
Отвечают священники.
Разная мера свободы личности человека
Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии
Во-первых, надо понимать, что почитание, повиновение и послушание – это очень разные вещи. Принципиально разные.
Что такое подчинение? Это такие отношения между людьми, при которых один является начальником, а другой – подчиненным. По каким причинам – по старшинству, по силе, по положению, по званию, по традиции — это уже другой вопрос.
Повиновение детей родителям является естественным в отношении между детьми и родителями. Дети вынуждены подчиняться родителям по многим причинам. До какого возраста? До тех пор, пока не повзрослеют.
Нельзя сказать, что 18 лет – уникальная цифра, когда все дети перестают быть детьми. Если по своему положению в семейной иерархии для родителей ребенок остается ребенком на всю жизнь, то к определенному моменту времени он перестает быть таковым в психологическом смысле.
Взрослые дети родителям не подчиняются. Грань взрослости у разных народов разная. В Чечне четырнадцатилетний мальчик — уже взрослый мужчина, и мать обязана его слушаться. А в России только восемнадцатилетие дает право юноше объявить себя независимым от родителей.
Эта цифра зависит от этноса, от религии, от культуры. В Америке, например, полное совершеннолетие наступает только в двадцать один год. Это юридические и традиционные нормы. Поэтому, когда наступает «взрослость», решается не отдельным подростком и отдельным родителем, а традицией народа, где семья живет, ну и еще традициями самой семьи.
Теперь вопрос: а что является предметом освобождения из-под подчинения родителей? Прежде всего, это способность принимать самостоятельные решения — те самые, которые определяют жизнь взрослого человека: куда ходить и с кем, что есть, как лечиться, какую выбрать профессию, какого партнера по жизни… То есть желание и умение принять на себя ответственность за свою жизнь, свое здоровье, свои поступки. И вот с этого момента ни о каком подчинении ребенка родителям речь идти не может.
Теперь по поводу послушания. Послушание – это духовная добродетель. Ее у детей быть в принципе не может, потому что добродетели являются прерогативой взрослых, зрелых личностей.
Ни ребенок, ни подросток не в состоянии воспитать в себе добродетель послушания, потому что они в принципе не знают, что это такое, ибо имеется в виду именно духовная добродетель, а не общепринятое понятие и словечко.
Так вот, взрослый человек может оказать послушание. Послушание родителям, начальнику… Это его внутренняя добрая воля, её можно воспитать. Но принудить к послушанию нельзя, потому что исходит это из сердца. Навязать снаружи можно только подчинение. При послушании я не только выполняю поручения своего начальника.
При послушании я принимаю волю своего начальника — родителя, духовника, руководителя, как свою. И прежде всего внутренне соглашаюсь с тем, что начальник прав. При подчинении я могу выполнять волю своего начальника и при этом совершено спокойно думать, что он дурак, что он ошибается и что неправильно мною руководит.
То есть в этом случае я освобожден от того, чтобы внутренне принять мнение начальника. При послушании все наоборот.
Что касается беспрекословного повиновения родителям, то если родитель переходит всяческие границы и злоупотребляет властью, то это уже семейная ошибка. Никогда не бывает ответственности одного.
Когда родитель эксплуатирует свое право и свой вес (родитель всегда сильнее: социально, психологически, на его стороне авторитет), то это уже общесемейная проблема.
И если он эксплуатирует это право – это значит, что у него что-то не в порядке, он психологически зависим от ребенка, если все время стремится подчинить ребенка своей воле. Это тревожный симптом.
Слепое беспрекословное подчинение ребенка взрослому ничего общего не имеет с послушанием.
Когда первоклассник в течение 40 минут держит руки сложенными на парте и поднимает их, когда разрешит учитель – это еще туда-сюда, хотя он очень устает от этого.
Но если так ведет себя 13-14-летний подросток и боится неловким движением вызвать гнев или раздражение учителя, то это сигнал бедствия. Есть разная мера свободы личности человека.
Вообще, каждый конкретный случай требует особого отношения. Если ребенок считает, что взрослый «перегибает в отношении него палку», нужно идти к духовнику, к психологу, к другу – к любому авторитетному человеку, которому ребенок верит и который может помочь ему решить его проблему.
Слушать Того, кому больше верим
Протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей матери, с. Душоново
На самом деле все достаточно просто… В послании к Ефесянам речь идет о справедливом повиновении в Господе, когда родители не противоречат тому, о чем говорит Бог. То, что противоречит воле Божьей, не подлежит исполнению.
Мы должны слушать того, кому больше верим, кому доверяем. Если кто-то начинает противоречить словам Иисуса Христа, это означает, что его мы его слушать не можем и не обязаны.
А что касается детей, то в связи с их возрастной психологией и развитием существует, конечно, какая-то граница, после которой человек способен сам принимать решения за свою жизнь.
Но она не проводится в один день и час для всех.
Пока ребенок маленький, слушаться родителей для него естественно, потому что родители природно — так Богом задумано — несут в себе полноту жизни, дают детям то лучшее, что имеют сами.
Другое дело, что ребенок, когда вырастает, начинает уже по-другому относиться к тому, чему его родители научили, и в этом смысле его никто не стесняет. Он не обязан слушаться родителей бесконечно.
Но важно при этом не забывать и другую заповедь — ветхозаветную: почитай отца и мать своих. И это почтение по-разному будет выражаться в разные периоды жизни. В детстве всё, что могут сделать дети по отношению к родителям — подчиняться им беспрекословно. А в старшем возрасте это почтение может быть в том, что они не оставят их без куска хлеба, без попечения.
Эта заповедь с обетованием. Тут прямо сказано: и дни будут исполнены всякого блага. Люди, которые с почтением относятся к родителям, хорошо живут, у них все складывается. А поскольку в массе своей люди перестали с почтением относиться к родителям, то в этом и есть один из ответов на вопрос «почему люди стали плохо жить?».
Оценивать происходящее и рассуждать на тему повиновения или неповиновения человек начинает в достаточно позднем возрасте.
Я думаю, что способность адекватно оценивать действительность к мужчинам и женщинам приходит в разное время.
А до этого периода все мы, как апостол говорит, иносказательно, как через тусклое стекло, на ощупь, только по ориентирам идем, слышим знакомый голос, верим ему и следуем за ним.
Направление движения, а не конкретный рецепт
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, директор портала «Православие и мир»
Мой сын занимался конным спортом и через несколько лет стал заядлым спортсменом. К восьмому классу встал вопрос, что делать: по-прежнему тратить все усилия на увлечение или заняться науками, чтобы поступить в университет?
Для него это был очень трудный выбор. Очень! Конный спорт — это же благородный спорт. Прекрасный спорт! И от него надо отказаться… Это стоило сыну больших переживаний.
Он говорил со мной, думал, ходил к духовнику и в конце концов пришел к осознанному решению и отказался от спорта. Но зато у него теперь несколько высших образований, и он священник.
А если ему представляется возможность на лошадке поскакать, он с удовольствием скачет.
Так вот это пример того, как ребенок соглашается с волей родителя и это становится для него благом.
Тот фрагмент из послания в Ефесянам, что вы цитируете, даёт нам направление движения, а не конкретный рецепт. В каждой конкретной ситуации, исходя из общих указаний, мы сами должны находить правильное решение.
Апостол говорит о том, чтобы дети почитали родителей и о том, чтобы родители не раздражали своих чад.
И ребенок, если он не согласен с волей родителя, со всем уважением и почтением всегда может спросить у него: мамочка или папочка, а почему я должен так делать, что-то до меня не доходит, объясните мне, пожалуйста.
Что касается родительской власти, то она гораздо больше, чем нам представляется. Только власть эта — не деспотизм и не самодурство.
Бывает и так, что родители «перегибают палку», когда стремятся во всем контролировать и руководить без меры взрослыми уже детьми, манипулировать ими.
И чтобы не обидеть их, не огорчить, дети, которые сами уже давно стали папами или мамами, подчиняются воле этой. И правильно делают, потому что Господь воздаст им за это.
Всякие революции, перевороты происходят тогда, когда люди начинают качать свои права, чтобы доказать, что они должны получить больше. Вот и наполучались. Хватит нам этих революций!
Послушание святоотеческое выше поста и молитвы. Апостол Павел так и говорит: покоряйтесь властям. Попробуй не покоряться! Получили одну революцию, другую.
Неужели недостаточно? Совершенно справедливо изречение, что каждый народ достоин того правительства, которое имеет.
Будем хорошие, будут правители хорошие, будем плохие — будет и правительство плохое… надо на себя смотреть. Об этом Евангелие и говорит, и учит этому.
Граница добра и зла проходит через сердце человека. Если каждый человек будет стремиться быть добрым не перед своими представлениями, а перед лицом Божьим, все будет хорошо.
Не нужно забивать голову думами о том, справедливо поступил кто-то по отношению к тебе или нет. Нет справедливости.
И тут уместно вспомнить еще одно парадоксальное изречение святоотеческое: не говори, что Бог справедлив, он несправедлив, но он милостив.
Если судить по справедливости, то от каждого из нас, за редким исключением, осталось бы мокрое место. А Господь всех нас терпит.
И если есть святые, по-настоящему угодники Божьи, то всех остальных надо было бы уже просто прихлопнуть.
Так вот и мы должны быть милостивыми и милосердными, а не правоведами какими-то: ты — мне, я — тебе, ты мне столько-то, я тебе — столько-то, в расчете — в расчете… Таких отношений быть не может.
Ни о какой справедливости речь идти не должна. Но в эпоху капитализации деньги решают все, и человек начинает считаться. А если мы начнем строить отношения на любви, как в хорошей гармоничной семье, где каждый старается друг другу помочь, быть полезным, доверяет, разбивает скорби, то все будет в порядке…
Подготовила Ольга Щербакова
Отношения со взрослыми родителями
Отношения детей и взрослых родителей основываются на любви, уважении и общих интересах. Только при наличии этих составляющих можно достигнуть гармонии и взаимопонимания. Однако, в жизни ситуация часто выглядит иначе: непонимание, взаимные претензии приводят к конфликтам, провоцируют скандалы.
Ответственность за отношения в равной степени лежит на обеих сторонах, поэтому работать над улучшением должны и дети, и родители одновременно. Мириться, замалчивать проблему неправильно, конфликт лучше уладить на стадии зарождения, пока не будет слишком поздно.
Как наладить отношения с родителями взрослым детям, научиться прислушиваться и получать удовольствие от общения, сегодня поговорим в статье.
Виды отношений родителей и детей
Психология отношений со взрослыми детьми принимает различные формы, которые, по – сути своей, не являются любовью. В зависимости от страхов, индивидуальных особенностей человека, его восприятия окружающего мира формируется определенная поведенческая модель, которая может выражаться в:
- чрезмерной опеке. В стремлении оградить от сложностей внешнего мира, родители превращают свое ребенка в жертву. Даже когда человек вырастает, он не способен самостоятельно принимать решения, не готов к взрослой жизни, ответственности за принятые решения;
- тотальном контроле, навязывании своего мнения, воли. Причин для подобного поведения несколько: боязнь одиночества, стремление самореализоваться, желание быть главным;
- полном безразличии. Возможны отношения и в таком формате. Вызвать это может психологическая или физическая травма (сложные роды, тяжелое детство, прошлые обиды пр.);
- ненависти. В агрессивных семьях вырастают забитые, замкнутые люди, которые воспринимают окружающий мир через призму опасности. Они могут общаться с другими, заводить знакомства и даже семьи, но любая попытка откровенного разговора делает их скованными, закрытыми;
- моральном подавлении. Родители продолжают диктовать правила, постоянно оскорблять, критиковать, навязывать свое мнение;
- стремлении вырастить копию. Родители, которые пытаются осуществить в повзрослевших детях свои нереализованные планы, получают взрослых, недовольных жизнью, не знающих своего места, живущих не по своему сценарию.
Это лишь самые распространенные варианты поведения. Они могут отличаться, проявляться по-разному в зависимости от психотипа человека, его представлений о «правильном воспитании». Почему здесь нет любви? Строить нормальные отношения со взрослым человеком, основанные на доверии и взаимопонимании намного сложнее, чем просто скопировать модель, в которой выросли родители сами.
Если человек воспитывался в атмосфере любви, поддержки и понимания, он несет эти качества во взрослую жизнь. Но, к сожалению, таких семей меньшинство. Старайтесь не обвинять родителей в собственных неудачах, неправильном воспитании. Зачастую, они просто не знали, что возможен другой сценарий развития отношений.
Простите, постарайтесь увидеть в них людей, достойных любви и вашей заботы.
Причины недопонимания
Прежде чем налаживать взаимоотношения, нужно разобраться в причинах, которые вызвали отстранение. Наиболее распространенными предпосылками для ухудшения отношений являются:
- неоправданные ожидания родителей. Они попрекают в том, что дети не соответствуют их представлениям об идеале. Недостаточно престижная должность, невысокая зарплата, неумение слушать, нежелание проводить вместе свободное время: вариантов множество. Когда дети становятся взрослыми, родители боятся, что останутся одни, им не будет, о ком заботиться, поэтому начинают требовать к себе внимания. Постарайтесь проводить больше времени вместе, чаще звоните, это уберет лишние беспокойства;
- претензии детей. Стремление к самостоятельности, нежелание слушать советы, несовпадение интересов становятся камнем преткновения в отношениях. Повзрослевшие дети не хотят проводить свободное время в родительском доме, стремятся самостоятельно принимать жизненно-важные решения без вмешательства посторонних;
- эгоизм взрослых детей по отношению к родителям. Желание быть постоянно рядом, оградить свое чадо от сложностей, помочь в любой ситуации приводит к тому, что в семье вырастает эгоист, который считает, что родители должны выполнять его малейшие желания. Дети привыкают, что родители всегда придут на помощь и существуют исключительно для выполнения просьб. В этой ситуации важно понимать, что мама и папа – взрослые самостоятельные люди, у которых собственная жизнь, интересы. Они не должны (могут, но не должны) помогать повзрослевшим отпрыскам;
- вмешательство в личную жизнь. Некоторые мамы (папы реже) считают, что имеют полное право контролировать и вмешиваться в дела детей, они дают указания, советуют, кого выбрать в партнеры, куда тратить деньги и пр. Подобное поведение объясняется благими намерениями, но мамы игнорируют, что это не их жизнь и выбор делать не им. Они часто упускают тот момент, когда нужно стать другом, который готов помочь только в случае необходимости, по просьбе. Детям достаточно знать, что у родителей все хорошо, они здоровы, счастливы и всегда поддержат при необходимости. Непрошеные советы раздражают, становятся причинами конфликтов. Отнеситесь терпимее, помните, что за навязчивыми советами кроется желание помочь.
Совет: когда родители думают, что вы поступает неверно, успокойте их и объясните, что любое решение, действие – результат полученного воспитания. Все, что вам дали в детстве, вы реализуете сейчас, поэтому критика, нравоучения уже неуместны. Спокойное обсуждение и взаимное уважение позволит избежать ссор и сгладить конфликт.
Мамы часто забывают о себе и продолжают жить жизнью детей, даже когда те выросли. Чтобы границы не нарушались, важно наполнить смыслом существование родителя. Помогите заняться спортом, найти хобби, отправиться в путешествие. Тогда вы увидите в маме личность, проникнетесь уважением, интересом.
Существуют ли обязанности родителей по отношению к взрослым детям? Безусловно! Быть здоровыми, счастливыми и поддержать в случае необходимости (морально или финансово зависит от ситуации).
Как наладить отношения
Прежде всего, обеим сторонам нужно запастись терпением и пониманием. Родители всегда опираются на жизненный опыт, который отрицают дети. Нужно научиться прислушиваться друг другу, быть терпимее. Психологи рекомендуют:
- найти общие интересы. Если их нет, найти хобби: фотография, кино, фитнес, пр. Когда у людей есть темы для разговора, найти точки соприкосновения намного проще;
- говорить больше. Здоровая психология отношений предполагает общение;
- заменить позицию во взаимоотношениях «ребенок — родитель» на «взрослый – взрослый». Подобный прием поможет исключить позицию доминирования. Чтобы достичь понимания, нужно быть готовым выслушать, принять совет, поддержать, если это нужно;
- какое бы решение вы не приняли – это ваша жизнь, у вас есть полное право распоряжаться ею как угодно. Советуйтесь с родителями, прислушивайтесь к их мнению, но решение всегда принимайте самостоятельно и несите за него ответственность;
- позвольте себе делать ошибки. Это опыт, фундамент дальнейшей жизни, от прочности которого зависит успех;
- позвольте ошибаться второй стороне, признайте ее право на ошибку. Совет одинаково актуален для детей и родителей. Вместо упреков «а я предупреждал/ла», окажите поддержку, проявите понимание. Взаимоуважение – отличный фундамент для крепких отношений;
- обеим сторонам лучше отказаться от эгоизма. Попробуйте понять, чего хочет близкий человек, в чем ему можно помочь, быть полезным. Не думайте только о том, что важно вам, учитывайте интересы других, тогда договариваться будет намного проще;
- взрослые дети – отличная возможность для родителей заняться собой, собственной жизнью. Помогите им найти увлечение, заняться спортом. Тогда они станут интересными собеседниками, друзьями, с которыми интересно проводить время, достойными восхищения и любви.
В период восстановления теплоты отношений, дети должны учитывать возраст родителей, относиться к нему снисходительно, с терпением и пониманием. Семейная история сложная и запутанная, известная только ее участникам. Детям важно помнить, сколько любви, понимания и терпения потребовалось родителям, чтобы вырастить счастливого и самостоятельного человека.
Психология взаимоотношений – это школа, в которой все должны кропотливо работать для достижения положительного результата.
Как построить здоровые отношения с родителями, если вы уже не ребёнок
Чтобы взаимодействие было комфортным, участники должны общаться с позиции взрослых людей, коими они и являются. Роли «родитель» и «ребёнок» больше не работают, оба они находятся на равных. Скажем, вам в голову не придёт переложить бельё в шкафу подруги‑ровесницы. Шкаф и личное пространство ребёнка, как и родителя, принадлежат им.
Любые отношения, которые мы выстраиваем между двумя и более взрослыми, — всегда про умение расставлять границы. Границы — это не частокол высотой до неба, а инструкция для другого человека, как необходимо с вами обращаться.
Надежда Ефремова, психотерапевт
Бывает, что близкие настолько привыкли считать нас своим продолжением, что не обращают внимания на границы.
Например, вы уже взрослая женщина, которая живёт отдельно, а мама по субботам рано утром приходит к вам, открывая дверь своим ключом.
Или же вы давно завели свою семью, а родители высказываются о том, что ваша жена неправильно воспитывает детей. Всё это говорит о непонимании, где заканчиваются свои границы и начинаются чужие.
Это работает в обе стороны. Не бывает так, что человек свои границы держит хорошо, а чужие нарушает с лёгкостью. Если нарушаются чужие, значит, и свои он чувствует плохо.
Надежда Ефремова, психотерапевт
Когда так происходит, необходимо менять условия — так же, как при работе с контрагентом. Не стоит ждать, что вы будете поняты за один раз. Потребуется время, чтобы все стороны смогли адаптироваться.
Невозможно вывести отношения на уровень «взрослый — взрослый», если вы не готовы взять ответственность за свою жизнь. Декларировать это недостаточно, нужно подтверждать зрелость поступками.
Вы не обязаны соответствовать ожиданиям своих родственников. Вас не должны оценивать — ни положительно, ни отрицательно. Если вы понимаете, что оказались в зависимом положении, на вас давят, защищайте свои личные границы.
Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов
Как поговорить с родителями о важности личных границ
Донести свою точку зрения можно только в диалоге. Психолог Лилия Валиахметова предлагает учесть следующие нюансы.
1. Поймите, для чего вам этот разговор
Уединитесь и чётко сформулируйте, чего вы хотите добиться от беседы, что для вас важно. Пропишите это на бумаге, можете заранее составить вопросы или какие‑то свои предложения.
2. Выберите подходящее время
Все участники разговора должны быть в спокойном эмоциональном состоянии, исключите суету и взвинченность. Важно, чтобы у вас оказалось достаточно времени на общение, вы никуда не спешили.
3. Следите за градусом беседы
Во время разговора уходите от эмоций. Если чувствуете, что закипаете, лучше прекратить общение. Обсуждая что‑то, говорите о своих ощущениях и отношении к этому: «Когда ты так делаешь, я чувствую себя так‑то». Вероятность того, что вас в этом случае услышат, больше.
Нельзя переходить на личности, оскорбления, манипуляции. Важна предельная честность! Без неё вы потеряете доверие родителей, и толка от разговора не будет.
Лилия Валиахметова, психолог, коуч и сооснователь сервиса подбора коучей ollo.one
4. Не ждите, что всё наладится в одно мгновение
Разговор может закончиться совсем не так, как вам хочется. Хорошо, если удастся прийти к решению, которое устроит обе стороны. Но даже если результата вы не получили, всё ещё может сложиться наилучшим образом.
Закончив разговор, отложив его на потом, вы даёте родственникам возможность подумать, проанализировать сказанное. Через какое‑то время они сами могут к нему вернуться и, возможно, подойдут к обсуждению с другой позиции.
Как не винить родителей за их ошибки
Общение с позиции взрослых людей предполагает, что вы в родителях видите отдельных самостоятельных личностей. Будьте готовы взаимодействовать на равных, как с другим взрослым, а не как с человеком, который по факту родительства должен вам некий перечень вещей.
Мама и папа в нашем детстве совершали определённые ошибки. Но родительская роль, пусть и не самая удачная, — это не вся личность целиком. И если мы всю личность родителя сравниваем только с их функцией, то теряем их целостность.
Мария Эриль, руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business speech, психолог, психотерапевт, бизнес-тренер
Личность больше, шире: со взрослой позиции наши родители оказываются людьми с определёнными сложностями, переживаниями, терзаниями. Найти эту целостность и общаться с настоящим, а не «обязательным ко всем старшим» уважением — это как раз единственно возможная гармоничная стратегия.
Можно ли перестать общаться с родителями
Способность договариваться во многом зависит от того, в какой семье и как воспитывался человек. Если ваш родственник рос в семье, где были приняты уважение и поддержка, скорее всего, у него есть навыки понимания своих желаний и эмоций. Обычно у таких людей относительно неплохо выстроены личные границы.
Если же в семье культивировали чувство страха и вины, то в этом случае отношения могут причинять много боли и страдания. Границы у взрослого будут выстроены плохо. Такие люди не несут ответственности за свои слова и поступки. В этих случаях компромисса достичь очень сложно.
Если из раза в раз вы натыкаетесь на агрессию, угрозы, прессинг — завершайте разговор и минимизируйте общение. Вы сделали всё, что могли, поэтому вправе выстраивать общение с этим родственником по вашим правилам и в том объёме, в котором это вам необходимо. Вы принимаете решение, сколько вы готовы с ним общаться, в какое время, на какие темы и каким образом.
Лилия Валиахметова
Это не значит, что вы прекращаете отношения навсегда. Но если вы действительно хотите изменить ситуацию к лучшему, то важно не давать собой манипулировать и культивировать чувство вины. Всё это опять же нарушение границ.
Если вы понимаете, что вам некомфортно и человек вас не слышит, значит, необходимо спокойно сообщить, что такие отношения для вас неприемлемы, и прекратить их. Не пугайтесь этого периода. Скорее всего, через какое‑то время вы сможете возобновить общение уже на других условиях.
Надежда Ефремова
Как растить ребёнка, чтобы в будущем ваши отношения были здоровыми
Если выстраивать личные границы на протяжении всей жизни в соответствии с фазами взросления, отношения будут развиваться гармонично. Необходимо понимать, что ребёнок — отдельный человек.
Психологическое слияние нормально для мамы и ребёнка до трёх лет, но не для взрослых людей. Поэтому сепарация — отделение детей от родителей — важная ступень формирования личности человека.
Олег Иванов
Отделение должно происходить постепенно. В 3–4 года детям желательно сделать уголок в доме, где они могли бы заниматься своими делами. Ребёнка можно и нужно периодически оставлять с няней, бабушкой или дедушкой. В 7–8 лет дети уже вполне могут оставаться одни на непродолжительное время. Примерно в этом возрасте их уже можно отправлять в летние лагеря.
Выстраивание границ подразумевает, что вы прислушиваетесь к желаниям детей. Возможно, вас когда‑то заставляли обниматься с троюродной бабушкой, хотя вы этого не хотели, или врывались без стука в вашу комнату. Всё это имеет обратный эффект.
Отделение ребёнка от родителей, развитие его самостоятельности, независимости — нормальный процесс. Если он проходит трудно, если родители не готовы отпускать выросших детей, они так и останутся в созависимом положении. Дети, неважно какого возраста, не смогут отделить свои потребности от родительских.
Иногда для отделения необходимо в буквальном смысле увеличить дистанцию между ребёнком и родителями. Он должен выпорхнуть из родного гнезда, переехать в другой город, например для учёбы. Чаще практиковать поездки с друзьями. Однако расстояние не всегда помогает. Когда отъезд воспринимается родителями как личная трагедия, у ребёнка развивается чувство вины за то, что он бросил маму и папу.