Психолог — о причинах «зависаний» у детей
Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.
Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).
«Зависание» — это особенность детской психики
— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…
— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.
Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное.
Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую.
Надел куртку и сапоги? Уже плюс!
— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?
— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.
Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.
Расслабляться не стоит
— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?
— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.
А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».
— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?
— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.
— И что же делать?
— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.
Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.
Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.
Возраст «зависания»: что норма, а что нет
— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.
— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание.
Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении.
Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.
При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.
— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?
— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления.
Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть.
Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.
— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?
— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию.
Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки.
Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.
У каждого свой путь
— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…
— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию.
И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других.
Но верю, что с возрастом все выравнивается.
У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да».
В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность».
Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы.
Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!
— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?
— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.
«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.
Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.
Советы учителям
— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?
— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием.
В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие.
Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.
— Что это значит «встречать из травмы»?
— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии.
В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые.
Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы.
Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.
— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?
— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры.
Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта.
Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты.
Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.
Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone
Почему ухудшается зрение у детей и подростков. Доставка контактных линз и очков по Москве и России
Количество детей с плохим зрением с каждым годом растет. При этом наблюдается такая статистика практически во всех странах. Многие склонны винить в этом компьютеры, телефоны, которыми пользуются дети, особенно в подростковом возрасте. Однако причин ухудшения зрения у детей и подростков намного больше.
Еще несколько десятилетий назад наиболее частыми посетителями кабинета окулиста были люди зрелого и пожилого возраста. Сегодня офтальмологи говорят об «омоложении» этой проблемы. Все чаще их пациентами становятся дети.
Зрение портится у детей по различным причинам. Их достаточно много. Зная многие из них, можно предотвратить тяжелые зрительные патологии, которые сильно ухудшают качество жизни ребенка. Узнаем, почему снижаются зрительные функции в детском возрасте, какими симптомами это снижение сопровождается и что делать родителям, если у их ребенка ухудшилось зрение.
Почему ухудшается зрение у детей?
Зрение у детей портится вследствие двух факторов: врожденных и приобретенных. К первым относятся:
1. Наследственная предрасположенность. Вероятность того, что у ребенка будет близорукость, дальнозоркость или астигматизм, возрастает, если один или оба его родителя страдают от одного из этих офтальмологических недугов. 2. Недоношенность. Согласно медицинской статистике, примерно у трети детей, родившихся раньше положенного срока, с годами зрение ухудшается.
3. Врожденные патологии и дефекты глаз. Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия и многие другие могут сопровождаться дефектами зрения.
Все причины предотвратить невозможно. Если вероятность их возникновения есть, дети должны чаще обследоваться. Регулярные осмотры у окулиста, соблюдение всех предписаний врача помогут остановить развитие зрительной патологии.
В числе приобретенных причин:
- Большие и постоянные нагрузки на зрительный аппарат. Детям приходится постоянно читать. Они учатся в школе, делают домашние задания, а потому большую часть времени проводят за книгами и тетрадями. Длительное напряжение, вызываемое фокусировкой на предметах, расположенных близко от глаз, приводит к повышению внутриглазного давления. Оно способствует изменению формы хрусталика, что ведет к проблемам со зрением. Сегодня нагрузку на глаза увеличивают компьютеры и различные гаджеты. Запретить их использовать детям практически не представляется возможным. Да и делать это нецелесообразно, ведь интернет и компьютер играют важную роль в получении необходимой для образования информации. Родители должны следить за тем, как занимается их ребенок, правильно ли организовано его рабочее место, а также ограничивать время, которое он проводит за монитором.
- Плохое освещение. Эта причина связана с предыдущей. Необходимо, чтобы освещение, при котором ребенок занимается, было не слишком ярким и не чересчур тусклым. Страницы тетради, книги, монитор не должны создавать бликов от падающего на них света.
- Заболевания позвоночника и неправильная осанка. Факторов, которые приводят к снижению остроты зрения, но которые не связаны напрямую с глазами, тоже очень много. Так, неправильная осанка и болезни позвоночника могут спровоцировать зрительные патологии. При постоянной сутулости кровообращение во всех органах, в том числе в головном мозге, ухудшается. В результате этого нарушается проводимость нервных волокон, отвечающих за передачу сигналов от органов зрения к мозгу. Для лечения малыша потребуется помощь ортопеда и невролога.
- Низкая физическая активность. Компьютеры и смартфоны вытесняют игры во дворе, спорт и прочие занятия, связанные с физической активностью, в процессе которой органы насыщаются кислородом. Недостаток кислорода является одной из главных причин снижения зрения. При генетической предрасположенности к глазным болезням спорт становится хорошим барьером для возникновения дефектов зрения.
- Недостаток витаминов. В числе витаминов и минералов, играющих существенную роль в функционировании зрения: фолиевая кислота, железо, цинк, витамины А, В, D. Сложно уследить за тем, чем питается ребенок вне дома. Чипсы, бутерброды, жвачки и газировка не являются полезными продуктами, в принципе. Чтобы снизить пагубное воздействие на его организм подобной вредной еды, нужно составить рацион правильного питания дома.
- Отсутствие профилактики. Все вышеперечисленные факторы можно нивелировать за счет профилактических мер, которыми многие родители пренебрегают из-за нехватки времени и иных причин.
Теперь Вам известно, почему портится зрения у детей. Проявляется эта проблема в различных офтальмологических заболеваниях.
Виды нарушений зрения у детей и подростков
Самыми распространенными нарушениями зрительных функций являются следующие патологии:
- Спазм аккомодации. Такое состояние еще именуют ложной близорукостью. Вызывается она переутомляемостью зрительного аппарата. В результате спазма глазных мышц глаз не может нормально фокусироваться на предметах. Сопровождаться он может покраснением глаз, болью, жжением, слезотечением. Спазм аккомодации носит временный характер. Достаточно дать глазам немного отдохнуть, сделать массаж глазных яблок или несколько упражнений для органов зрения. Однако при отсутствии профилактики эта проблема может перерасти в более серьезный недуг — миопию.
- Близорукость (миопия). При этой патологии человеку сложно фокусироваться на предметах на дальней дистанции. Миопия может очень быстро прогрессировать. Есть три степени данного заболевания. Важно остановить его развитие на начальной стадии.
- Дальнозоркость (гиперметропия). Она у детей и подростков встречается реже, чем миопия. Обычно человек рождается немного дальнозорким, но со временем зрение нормализуется. Если этого не произошло, а Вы стали замечать, что ребенок отодвигает от себя книгу или телефон при чтении, обязательно запишите его на прием к офтальмологу.
- Астигматизм. При этой патологии роговица, хрусталик или глазное яблоко имеют неправильную форму. Световые лучи, проходя через роговую оболочку, преломляются по-разному. Из-за этого изображение становится размытым. Зачастую астигматизм сопровождается миопией или гиперметропией.
- Амблиопия, или синдром «ленивого глаза» — болезнь, при которой один глаз полностью или частично не функционирует. Наблюдается амблиопия у детей с нарушениями бинокулярности. При этом состоянии поступающие в мозг картинки, которые видят оба глаза, не соединяются в единое изображение. Оно начинает двоиться и расплываться. Со временем один глаз может вообще перестать работать.
Каждая из этих патологий требует своевременного лечения. Такие дефекты зрения, как миопия, гиперметропия и астигматизм исправляются средствами коррекции (очками или контактными линзами). Амблиопию лечат методом окклюзии (закрытием на время здорового глаза специальной пластиной). Важно вовремя заметить снижение зрения у ребенка, чтобы принять соответствующие меры.
У ребенка портится зрение. что делать?
Подбирать самостоятельно офтальмологические изделия нельзя. Неправильно подобранная оптика может привести к осложнениям и просто будет доставлять дискомфорт ребенку.
Игнорирование симптомов тоже может вызвать тяжелые и необратимые последствия. Существуют признаки снижения зрения, которые можно заметить невооруженным глазом. В их числе:
- ребенок постоянно щурится и часто моргает;
- глаза смотрят в разных направлениях;
- малыш систематически закрывает один глаз рукой;
- во время чтения школьник водит пальцем по строчкам;
- нарушается координация движений.
Эти симптомы может легко заметить взрослый, наблюдая за своим ребенком. Также сам малыш может пожаловаться на:
- головную боль;
- усталость глаз;
- двоение в глазах;
- головокружение при нагрузке на органы зрения.
Конечно, эти симптомы могут быть вызваны обычным переутомлением, недосыпом. К двоению в глазах, болевым ощущениям приводят, например, попавшие в глаза инородные предметы. Постоянные жалобы или наличие нескольких симптомов (хотя бы двух) являются поводом к посещению врача.
Профилактика нарушения зрения у детей и подростков
Чтобы предотвратить заболевания глаз, нужно систематически проходить обследование. Первая диагностика органов зрения проводится сразу после рождения. Примерно в 2-3 года определяется острота зрения, выявляются косоглазие и амблиопия. Детальная проверка зрения подростков осуществляется в 12-13 лет, когда необходимо обязательно проверить бинокулярные функции и цветовосприятие.
Посещать офтальмолога стоит не реже чем раз в год.
Обычно в школах ежегодно организуют плановые осмотры. Кроме обследований, важно соблюдать все рекомендации врача, которые помогут снизить риск развития офтальмологических болезней. Основные предписания специалистов сводятся к соблюдению ряда правил:
- Отдых. Каждые 40 минут нужно прерывать занятия, чтоб дать отдохнуть глазам. Неслучайно урок в школе длится 40-45 минут. Дома можно отдыхать чаще. Примерно каждые полчаса родители должны следить за тем, чтобы их ребенок отрывался от учебников или компьютера на одну-две минуты.
- Правильное освещение. Настольная лампа не должна быть очень яркой. Нельзя, чтобы ее свет падал прямо на глаза или на монитор компьютера. Иначе будут формироваться блики и ореолы.
- Гигиена глаз. Родители должны приучать детей с малых лет к гигиене, от которой зависит не только здоровье глаз, но и иммунитет в целом.
- Спорт. Он помогает укреплять здоровье и отвлекать ребенка от компьютерных игр и телевизора.
- Правильное питание. Для улучшения зрения и предотвращения снижения его остроты врачи советуют употреблять продукты, содержащие каротиноиды, лютеин, зеаксантин. Они восстанавливают зрительные функции при усталости, снижают последствия нагрузки на глаза, улучшают цветовосприятие и зрение в темное время суток. Все необходимые вещества человек должен получать с обычными продуктами питания. При их недостатке врач может назначить витаминный комплекс.
- Гимнастика для глаз. Маленькие дети не будут выполнять упражнения для глаз самостоятельно. Взрослые должны заинтересовать в этом малыша и провести гимнастику в форме игры. Подростки могут делать упражнения сами. Задача родителей — мотивировать их, объяснить, что гимнастика — это возможность избежать проблем со зрением и необходимости носить очки. Упражнений для дошкольников, детей начальных классов и подростков существует множество. Найти их можно в интернете. Также подходящую методику подскажет окулист.
- Ношение очков для компьютера. Их можно приобрести в любом салоне оптики или специализированном интернет-магазине. Ребенок должен привыкнуть к их использованию и постоянно надевать, прежде чем сесть за компьютер.
Здоровое зрение детей — это залог успеваемости в школе, успехов в спортивных достижениях и полноценного развития ребенка. Беречь здоровье глаз необходимо с раннего детства, чтобы потом избежать длительного лечения и тяжелых последствий.
У ребенка падает зрение — что делать, причины происходящего
Детское зрение нужно беречь, и далеко не всегда получается это сделать. Играют свою роль наследственная предрасположенность, образ жизни, вредные привычки вроде постоянных игр на телефоне, за компьютером.
Малыш не скажет вам о том, что у него начинается близорукость, поскольку может просто не понять этого, школьнику не хочется прослыть очкариком. Подробнее о том, что делать, если у ребенка падает зрение, почему это происходит, и как избежать выраженных ухудшений в дальнейшем, далее.
Факт остается фактом – каждый третий школьник получает аттестат с очками на глазах.
Иногда родители не знают о наличии проблемы, в других случаях подростки, опасаясь насмешек, сами отказываются от ношения очков.
При своевременной грамотной коррекции близорукость в детском возрасте поддается практически полному или полному излечению, поэтому так важно внимательно следить за здоровьем и своевременно принимать меры.
Врачи рекомендуют проверять запас аккомодации – он показывает наличие проблем и «запас» хорошего зрения, поможет понять, на сколько его хватит в будущем. Например, при незначительном минусе в третьем классе к одиннадцатому будет уже выраженная форма миопии.
Опасные симптомы
У дошкольников проблемы со зрением возникают намного реже, чем у школьников, поскольку нет значительных регулярных нагрузок.
Но это не значит, что садовца можно не показывать окулисту – ребенок часто не понимает и не может внятно объяснить, что у него что-то не так, не видит разницы между плохим и хорошим зрением.
Первоклассники – пациенты частые, но при грамотном своевременном подходе многие проблемы можно предотвратить.
Дети старше 7 лет говорят о том, что стали плохо видеть вдали, картинка двоится, есть проблемы с фокусировкой, присутствует расплывчатость при рассмотрении сначала близко расположенных, а потом удаленных предметов. «Букет» дополняют проблемы с осанкой, низкая успеваемость, мигрени.
Родителей должны насторожить и следующие состояния:
- Сын или дочка сильно щурятся, хотя ранее они такого не делали;
- Расстояние между глазами и телевизором либо компьютером становится все меньше;
- Появилась сильная сутулость при выполнении уроков;
- Ребенок часто трет глаза и смотрит исподлобья;
- Присутствует светобоязнь, усиливается слезотечение.
Нужно будет проверить остроту зрения и дополнительно провести комплексное обследование, поскольку причина проблемы может быть не только в миопии или вообще не в ней.
Головные боли, усталость возникают и при скрытой дальнозоркости – видит ребенок хорошо, но быстро устает, ему сложно сосредоточиться на близко расположенных объектах.
Важно. Чем раньше проявилась близорукость, тем более выраженных степеней она может достичь в будущем. Не игнорируйте тревожные звоночки и обязательно проводите коррекцию при наличии соответствующих показаний.
Особенно внимательными должны быть близорукие родители – болезнь по наследству передается не всегда, но риски увеличивает.
Причины близорукости в детском возрасте
Близорукость – одна из самых часто встречающихся патологий у детей и взрослых. Ее развитие происходит по следующим причинам:
- Наследственность – если оба родители имеют проблемы с остротой зрения (а многие родители их имеют), шансы на развитие патологии у ребенка составляют 70%.
- Врожденная патология – проявляется она в первый год жизни ребенка, чаще всего бывает у недоношенных деток (причин – слабая, сильно растяжимая склера).
- Слишком быстрый рост самого ребенка и глазных яблок – это приобретенная патология, которую еще называют физиологической.
- Чрезмерные школьные нагрузки, чтение, письмо в неправильном положении.
- «Злоупотребление» телевизором, компьютером, планшетом.
- Дефицит питательных веществ, витаминов в рационе.
При прогрессирующей форме близорукости глазное яблоко чрезмерно удлиняется, растягивается, в результате чего развиваются истончения, разрывы, отслойки.
Именно поэтому контролировать ситуацию нужно обязательно – последствия могут быть неожиданными и очень серьезными. Избавиться от близорукости, которая уже начала развиваться, полностью не получится, но снизить степень ее выраженности реально.
Когда нужно идти к врачу
Первый офтальмологический осмотр проводится в возрасте одного года. Ребенок еще не может оценить, насколько хорошо он видит, сообщить об этом взрослому, но контроль обязателен.
Если у вас есть подозрения на косоглазие, другие отклонения от нормы, лучше убедиться в том, что они не имеют под собой оснований, чем упустить время.
Второй осмотр делают в три годика – как раз накануне прохождения осмотра в детский садик. Если жалоб нет, в следующий раз офтальмолога нужно будет посетить уже ближе к школе, школьникам зрение проверяют минимум раз в год.
https://www.youtube.com/watch?v=jgPTFxWz0S0
Особенно нелегко приходится глазам детей младшего школьного возраста, поскольку нагрузки начинаются резко и сильные, а вечера проводятся за планшетом или компьютером.
Особенности коррекции близорукости в детском возрасте
Почему падает зрение у детей, мы разобрались, теперь давайте посмотрим, что с этим делать. При ранней диагностике возможно замедлить прогрессирование патологии или даже вернуть утраченное зрение. Чем позже вы обращаетесь за помощью – тем ниже будут шансы на это.
Офтальмологи для лечения детей назначают физиопроцедуры, гимнастику, оптическую коррекцию, медикаментозную терапию.
Программа лечения разрабатывается после комплексной диагностики – нужно проверить остроту зрения, провести исследование дня глаза, дать оценку периферическому зрению.
Очки
Очковая коррекция – самый распространенный способ лечения близорукости в детском возрасте. Не нужно думать, что при постоянном ношении очков зрение будет падать, поскольку мышцы привыкнут, и перестанут работать так, как нужно.
Если правильно подобрать средство коррекции, получится сохранить здоровье.
При снижениях до 0.5 и более очки необходимы, особенно если близорукость не стабильная, постоянно прогрессирует. Очки для дали не следует использовать при письме, чтении.
Оптимальное решение – бифокальные линзы, стекло в которых состоит из двух частей (одна для дали, вторая для близи). Дети быстро адаптируются к бифокальным очкам и даже перестают замечать, через какую именно часть они смотрят.
Контактная коррекция
Линзы обычно назначают подросткам, если те из эстетических соображений отказываются от ношения очков. Мягкие подходят для постоянного применения, но миопия должна быть стабильной.
В ситуации, когда миопия прогрессирует, линзы используют временно – например, во время активных спортивных тренировок. Самым современным способом коррекции считаются ночные ортокератолитики. Спит ребенок в линзах, днем ходит без них.
Капли
Ни очки, ни линзы сами по себе прогрессирование близорукости не останавливают, поэтому врач может порекомендовать вам медикаментозное лечение. Капли Атропин с минимальной концентрацией активного вещества зрачок не расширяют, зато приостанавливают прогрессирование миопии.
Сами по себе капли практически бесполезны – их нужно использовать в комплексе. Без назначения врача Атропин не применяют.
Капли расслабляют мышечную аккомодацию при близорукости, но учтите, что мышцу нужно еще и тренировать – чтобы она правильно работала. Для тренировки проводится аппаратное терапевтическое лечение.
Его нужно проходить курсами, по окончании курса ребенок получит хороший аккомодационный запас. Курсы для профилактики повторяют ежеквартально, если особых показаний для этого нет, степень миопии стабильная, делать это не обязательно.
Разрешен ли лазер
Лазерная коррекция зрения в детском возрасте противопоказана, хотя и не абсолютно. Дело в том, что организм ребенка активно растет, меняются физиологические процессы, и со временем результаты коррекции с большой долей вероятности сойдут на «нет».
С возрастными пациентами дела обстоят иначе – их зрительная функция просто долго восстанавливается после коррекции лазером.
Профилактика
При грамотной профилактике многих проблем со зрением можно избежать. Главное – это правильный режим с достаточным количеством отдыха, регулярными прогулками, ограничением проводимого в гаджетах времени, хорошее освещение, посильные нагрузки.
Старайтесь за тем, чтобы ребенок играл на планшете или компьютере не больше получаса в день. Во время выполнения уроков нужно делать перерывы.
Следите за расстоянием между глазами и книгой, экраном – желательно, чтобы оно было не меньше 40 см. Если расстояние постоянно изменяется, глаза ребенка будут напряжены, может развиться мышечный спазм, отмечающий за фокусировку цилиарной мышцы и вызывающий развитие близорукости.
Полезные рекомендации родителям
В домашних условиях улучшить остроту зрения можно, нужно внимательно следить за состоянием глаз ребенка:
- Негативная наследственность – это отягчающее обстоятельство, но не приговор. Если и вы, и супруга/супруг носят очки, проблемы с большой долей вероятности будут у ребенка. Не полагайтесь на удачу – следите за его питанием, ограничивайте зрительные нагрузки.
- Берите глазки ребенка с ранних лет – сделать это намного проще, чем потом устранять проблему. Малышам противопоказан планшет, телефон, потому что данные устройства создают огромную нагрузку на глаза. Норма игр без перерыва – 20 минут, внешкольные занятия вроде рисования, английского – это тоже дополнительная нагрузка на глаза.
- Следите за достаточной активностью малыша – от нее зависит насыщение глаз кислородом. Так что физические нагрузки очень важны для зрительной системы. Запишите ребенка на спорт или просто побольше гуляйте.
- Нехватка витаминов в рационе – особенно С, Е, А, группы В, Р, лютеина, цинка. Важны для зрения жирные кислоты. Старайтесь, чтобы ребенок ел не булки, картошку и сосиски, а овощи, фрукты, животный белок.
Синтетические витамины – не лучший выбор, следите з тем, чтобы питательные вещества сын или дочка получали с едой.
Например, очень полезна для глаз морковь, но ее нужно есть со сметаной или растительным маслом. Морковка без жира – обычная клетчатка, витамина А вы из нее получите.
Гимнастика
Зарядка для глаз – простой и действенный способ сохранить зрение. Если ребенок не хочет делать зарядку, занимайтесь вместе – так ему будет веселее. Простых упражнений вроде метки на стекле, когда нужно смотреть сначала на кружок на окне, потом на предмет вдали, будет достаточно.
Повторов нужно несколько, 5-10 минут на один подход достаточно. Также полезно рисовать глазами восьмерки, сильно зажмуриваться, а потом открывать их, совершать движения в разные стороны (резкие или круговые).
Интересно знать: что такое ленивый глаз
Внешне нормальный, здоровый глаз может плохо видеть. Офтальмологи в таком случае говорят о ленивом глазе или амблиопии. Данная патология подлежит излечению, но принимать меры нужно в раннем возрасте – после 9 лет они будут бесполезны.
Поставить диагноз может только специалист, но есть симптомы, появление которых должно вызвать у вас беспокойство.
Обратите внимание на то, как ребенок смотрит после сна – если у него не получается открыть полностью один глаз, он поворачивает голову, а не глаз, в сторону интересующего объекта, есть поводы для беспокойства. Летом «ленивая» сторона может загорать намного сильнее здоровой.
Ваша задача – заставить ленивый глаз работать. Делается это с помощью окклюзии (повязка), аппаратного лечения, гимнастики. Курс может быть длительным, но проходить его нужно до конца.
Заключение
Близорукость в детском возрасте, к сожалению, не редкость. Что делать, если падает зрение? Для начала обратитесь к врачу и пройдите комплексное обследование, чтобы выяснить первопричину патологии.
Возможно, главная проблема кроется в системных заболеваниях, аномалиях строения глаза – работать нужно именно с ними.
Если зрение начало падать, близорукость убрать уже не получится, зато можно восстановить прежнюю остроту и приостановить прогрессирование патологии в дальнейшем. Основной способ коррекции – очки, их назначают при снижении остроты на 0.5 диоптрий и более.
Не бойтесь применять очковые линзы – зрение не будет ухудшаться, как иногда говорят (якобы мышцы ленятся и перестают работать). Контактные линзы назначают подросткам, если те не хотят носить очки, но пользоваться ими нужно с осторожностью. Лазерную коррекцию в детском возрасте не проводят.
Капли Атропина (в слабой концентрации), гимнастика, аппаратное лечение – важные составляющие комплексной терапии. Использовать данные способы по отдельности практически нет смысла, но и линзы с очками сами по себе близорукость не лечат.
Чтобы свести риски ухудшения зрения к минимуму, следите за рационом малыша, достаточным количеством витаминов и других питательных веществ, минимизируйте время, проводимое за компьютерными играми и просмотром телепередач. Очень полезна зрительная гимнастика – она простая, но требует регулярного выполнения.
Умеренные физические нагрузки тонизируют организм в целом и улучшают работу зрительной системы. Берите глазки своих детей – сделать это намного проще, чем потом восстанавливать нормальную остроту.
20+ странностей в поведении ребенка, которые могут говорить о психическом отклонении
Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки.
Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее.
При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.
Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.
Аутизм
Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.
Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:
- Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
- Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
- Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
- Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
- Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
- Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.
Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.
На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.
Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:
- Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
- Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
- Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
- Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
- На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.
Дисграфия
Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.
Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.
Определить дисграфию можно по следующим признакам:
- Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
- Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
- Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».
© makeshiftup / reddit © OrangesAreVile / imgur
Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.
Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.
- Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
- В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.
Дислексия
Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.
Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.
Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:
- Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
- Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
- Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
- Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
- Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.
Нервный тик у ребенка: симптомы и лечение
Если малыш начал часто-часто моргать, поднимать брови или выполнять такие нехарактерные действия, как ходьба по кругу, то, вероятнее всего, он страдает от нервного тика. Этому состоянию подвержены все ребята от 1 года до 17-18 лет. Но чаще всего нервный тик у ребенка наблюдается в период с 2 до 3 лет и с 6 до 11 лет.
Классификация
Нервный тик у детей может проявляться абсолютно по-разному. Рассмотрим часто встречаемые формы этого состояния:
- моторный, во время которого ребенок моргает глазами, поднимает брови, дергает головой, пожимает плечами, напрягает лицевые мышцы, кусает губы;
- вокальный, при котором малыш может покашливать, сопеть носом и издавать другие звуки;
- сочетанный – проявление нескольких форм тика одновременно.
Можно встретить такие формы тиков, при которых ребенок постоянно повторяет одно и то же действие (трет руки, ходит по кругу, хлопает дверью несколько раз подряд и другие). Состояние может быть как кратковременным, так и хроническим – в последнем случае тик длится более 1 года. При первых признаках изменений в поведении малыша необходимо начинать лечение!
Важно! Нервный тик у ребенка может быть и психологическим, но в этом случае к одному из вышеперечисленных симптомов добавляется головная боль, нарушение координации движений, внимания и восприятия.
Причины появления
Причиной этого нарушения чаще всего являются психологические или физиологические проблемы, а также неправильный образ жизни, частые стрессовые ситуации. Кроме того, источником нервного тика могут служить:
- Гельминты.
- Испуг.
- Недостаток витаминов или минералов в организме, в частности дефицит кальция, калия, магния.
- Многочасовые просмотры мультиков, игры на ПК или планшете.
- Неправильное питание и отсутствие режима дня.
- Недостаток сна или употребление тонизирующих напитков.
- Конфликты с родителями или сверстниками.
- Дефицит внимания или его избыток (строгие родители, множество запретов, слишком жесткие рамки).
- Наследственная предрасположенность.
Важно! Нервные тики у ребенка могут быть вторичными. Возникают они на фоне перенесенных или хронических заболеваний (герпес, энцефалит, все виды черепно-мозговых травм, нервные расстройства).
Симптомы и статистика
Это нарушение сопровождается нехарактерными симптомами, которые зависят от вида нервного тика:
- головная боль;
- у ребенка болят глаза, он трет их;
- малыш обгрызает ногти;
- кроха постоянно вертит в руках игрушку или теребит ленточки на одежде;
- ребенок издает нехарактерные звуки постоянно;
- малыш стал невнимательным и жалуется на слабость;
- ребенок раздражительный и замкнутый.
Если ребенок спокоен или занят игрой, то симптомы незаметны, но любая стрессовая ситуация приводит к их проявлению. Доказано, что мальчики чаще страдают от этого состояния, чем девочки, но до 18 лет более чем у 80% детей встречаются разные формы нервного тика.
Как вылечить ребенка: к какому врачу обращаться?
Не ставьте диагноз самостоятельно – посетите невролога, психолога или участкового терапевта. Избавиться от этого нервного заболевания можно всего за несколько недель! Лечиться можно обычным травяным чаем, который прекрасно успокаивает нервную систему:
- напиток из ромашки;
- аптечные сборы, в составе которых преобладает корень валерианы;
- настой из семян аниса.
Также полезно давать малышу обычный чай и молоко с медом, а вот количество шоколада, какао и других продуктов и напитков с кофеином стоит сократить. Также из рациона малыша лучше исключить все сладости, острую и жирную пищу, заменив их кашами, фруктами, овощами и молочными продуктами.
Совет! Если малыш страдает от моторного тика, то лечить его можно с помощью умываний холодной водой и компрессов. Нервные тики у ребенка, которые были вызваны стрессом, нейтрализует устранение источника негативных эмоций и забота родителей.
Что делать, если тик сильный и не проходит?
Выбор способа лечения производится только после того, как была определена причина развития этого заболевания. Например, если причиной являются проблемы в семье, то ребенок должен посещать индивидуальные или групповые занятия с психологом.
Если тик не проходит, то врач рекомендует медикаментозное лечение:
- антидепрессанты;
- ноотропы;
- нейролептики;
- витамины.
Медикаментозное лечение проводят в течение 6 месяцев, совмещая его с массажем, приемом лечебных ванн и посещением бассейна. Если от нервного тика страдает ребенок, которому еще нет 8-9 лет, то лечение будет успешным, а вот ранние тики при отсутствии адекватного лечения могут сохраняться до подросткового возраста.
Полезные советы
- Легкие физические нагрузки помогают вылечить нервный тик у ребенка.
- Благоприятная атмосфера в семье станет залогом правильного психоэмоционального развития малыша.
- При этом состоянии очень полезны водные процедуры и электросон.
- Обычный и точечный массаж помогут малышу расслабиться.
- Во время лечения стоит наладить четкий режим дня и следить за тем, чтобы ребенок спал минимум 7-8 часов в сутки.
- Обязательно сократите время пребывания ребенка за компьютером или перед экраном телевизора.
Подводим итоги
Чаще всего ребята до 6-7 лет моргают глазами или подергивают плечами, но эти изменения в поведении ребенка не должны ввергать родителей в панику. Своевременное лечение, любовь и забота помогут малышу избавиться от этого неприятного состояния менее чем за 1 месяц!
Похожие посты