Давящиеся звуки при глотании у годовалого ребенка во время еды

Содержание

Нарушения глотания (дисфагии) и боль при глотании у детей

Давящиеся звуки при глотании у годовалого ребенка во время еды

Нормальный транспорт пищевого комка через глотательный канал зависит от размеров комка, диаметра канала, перистальтического сокращения и состояния глотательного центра, который обеспечивает нормальное расслабление верхнего и нижнего сфинктеров пищевода во время глотания и угнетение стойких сокращений в теле пищевода.

Дисфагия — затруднение или дискомфорт при глотании у ребенка, детей

При поражении пищевода одним из частых симптомов является дисфагия — затруднение или дискомфорт при глотании. Она воспринимается как ощущение «застревания» при прохождении пищи через полость рта, глотку или пищевод.

Дисфагия, вызванная слишком большим размером пищевого комка или сужением просвета глотательного канала, называется механической, а дисфагия, обусловленная некоординированными или слабыми перистальтическими сокращениями или угнетением глотательного центра, — двигательной.

Механическая дисфагия у ребенка, детей

Механическая дисфагия может быть вызвана изменением просвета канала (внутренним сужением или наружным сдавлением).

У взрослого человека пищевод может растягиваться более чем до 4 см в диаметре благодаря эластичности его стенки.

В тех случаях, когда пищевод не в состоянии растянуться до диаметра просвета более 2,5 см, может развиться дисфагия, а когда пищевод не может растянуться до просвета свыше 1,3 см, дисфагия будет обязательно.

Двигательная дисфагия у ребенка, детей

Двигательная дисфагия может возникнуть вследствие затруднений при инициировании глотания или нарушения перистальтики и угнетения центра глотания, обусловленных заболеваниями гладких или скелетных мышц пищевода.

Наиболее важными причинами двигательной дисфагии являются диффузный спазм пищевода и связанные с ним нарушения двигательной функции, паралич глотки, ахалазия, связанная с неосуществлением глотательной функции перстневидно-глоточной мышцей и склеродермией пищевода.

Крайней степенью выраженности дисфагии является боль (одинофагия)

Крайней степенью выраженности дисфагии является боль, возникающая при глотании (одинофагия). Часто одинофагия и дисфагия развиваются одновременно. Globus hystericus — это кажущееся ощущение того, что в горле застрял комок. Однако при реальном осуществлении акта глотания не наблюдается никаких затруднений.

Фагофобия — страх глотания у ребенка, детей

Фагофобия — страх глотания, а при заболевании истерией, столбняком (прививка от столбняка детям — поликлиника «Маркушка»), бешенством и параличом глотки может возникнуть обусловленный страхом аспирации отказ от глотания.

Некоторые больные могут ощущать прохождение пищи по пищеводу, что не связано с застреванием пищи в пищеводе или с его закупоркой.

Для функциональной дисфагии характерным является затруднение при глотании жидкой пищи, воды, тогда как твердая пища проходит свободно.

Диагностика дисфагии, затруднения глотания у ребенка, детей

Наличие длительно существующей изжоги и рефлюкса, предшествующих дисфагии, указывает на пептическую стриктуру. Непродолжительная преходящая дисфагия может быть обусловлена воспалительным процессом. Если у больного наблюдается одинофагия, следует предположить наличие у него кандидозного или герпетического эзофагита.

Затруднения, возникающие при глотании только твердой пищи, указывают на механическую дисфагию, застрявший комок при этом можно протолкнуть через суженный участок пищевода, выпив какую-либо жидкость.

При резко выраженном уменьшении просвета глотательного канала дисфагия развивается при употреблении как твердой, так и жидкой пищи. В отличие от этого двигательная дисфагия, обусловленная ахалазией и диффузным спазмом пищевода, вызывается употреблением как твердой, так и жидкой пищи с самого начала заболевания.

Регургитация в нос и трахеобронхиальная аспирация при глотании являются признаком паралича мышц глотки или наличия трахеопищеводного свища.

Сочетание симптомов поражения гортани и дисфагии наблюдается также при различных нервно-мышечных нарушениях

Сочетание симптомов поражения гортани и дисфагии наблюдается также при различных нервно-мышечных нарушениях. Икота заставляет предположить поражение дистального отдела пищевода.

Боль в области грудной клетки, сочетающаяся с дисфагией, развивается при диффузном спазме пищевода и связанных с ним двигательных нарушениях.

Боль в области грудной клетки, сходная с болью, испытываемой при диффузных спазмах пищевода, может возникнуть и при острой афагии, обусловленной слишком большим пищевым комком.

Поперхивание во время еды

Давящиеся звуки при глотании у годовалого ребенка во время еды

Поперхивание во время еды — это попадание частиц пищи в дыхательные пути, вызывающее приступ мучительного кашля.

Симптом возникает при поражении бульбарных ядер черепных нервов, патологии нервно-мышечной передачи импульсов, болезнях пищеварительной и дыхательной систем. Для установления причины необходим неврологический осмотр, электронейромиография, МРТ.

С целью устранения симптоматики назначаются глюкокортикоиды и антихолинэстеразные препараты, методы физиотерапии.

Иногда поперхивание встречается у здоровых людей при разговорах во время еды, но чаще расстройство провоцируют патологические причины.

Человек испытывает затруднения при проглатывании, еда застревает в горле, вызывая ощущение «комка». Затем часть пищевых частиц поступает в просвет гортани, что приводит к приступу сильного кашля.

Если в просвет дыхательных путей попало большое количество еды или жидкости, наступает удушье.

Бульбарный синдром

Выраженный симптом встречается при двустороннем поражении ядер каудальной группы черепных нервов, которые отвечают за акт глотания. Пациенты поперхиваются во время питья, самостоятельное питание невозможно.

Глотательный рефлекс отсутствует, поэтому слюна вытекает из уголков рта. Поперхивание также обусловлено атрофией мышц языка, из-за чего больные неспособны нормально пережевывать еду.

Основные заболевания, сопровождающиеся бульбарным синдромом:

Миастения

Поперхивание при миастении связано со слабостью мускулатуры гортани, что способствует свободному затеканию пищевых масс в трахею и бронхи.

Нарушение является патогномоничным при бульбарной форме болезни – пациенты давятся во время еды и приема жидкости.

Характерна изменчивость проявлений в течение суток, усугубление симптоматики после физического или психического переутомления. Подобные признаки определяются у половины страдающих генерализованной формой миастении.

Боковой амиотрофический склероз

Расстройства глотания отмечаются на поздних этапах заболевания, уже после развития мышечной слабости в конечностях. Сначала наблюдается поперхивание твердой пищей, при прогрессировании бокового амиотрофического склероза пациенты постоянно кашляют и давятся во время еды. Признак сочетается с нарушением речи, во рту обычно скапливается слюна, которую больные не могут проглотить.

Психические болезни

В этом случае поперхивание не имеет органической причины. Симптомы обусловлены дисфункцией коры головного мозга и неадекватным поведением при тяжелых психических расстройствах. Пациенты поперхиваются как напитками, так и твердой пищей, иногда жидкость вытекает через нос. При этом начинается мучительный приступообразный кашель, возникает першение и дискомфорт в глотке.

Хронические обструктивные болезни легких (ХОБЛ)

В норме человек проглатывает пищу на выдохе, когда дыхательные пути закрыты надгортанником и мягким небом. При ХОБЛ отмечается беспорядочное сокращение мышц глотки и гортани, в результате во время глотания еды происходит рефлекторный вдох. Начинается приступ сильного кашля, который связан с раздражением гортани кусочками пищи.

Диагностика

Обследованием больных с жалобами на поперхивание пищей занимается врач-невролог. Многие причины устанавливаются уже на основании тщательно собранных клинических данных, поэтому врач проводит детальный осмотр с проверкой сухожильных рефлексов и оценкой мышечного тонуса. Далее назначаются специфические методы диагностики, наиболее информативными из которых являются:

  • Прозериновый тест. Исследование необходимо для верификации диагноза миастении. При этом заболевании после подкожного введения 3 мл прозерина восстанавливается мускульная функция, человек может совершать глотательные движения.
  • Электронейромиография. Исследование помогает подтвердить нервно-мышечные причины поперхивания. Характерна сниженная реакция мышечных волокон на стимуляцию импульсами, наблюдается быстрая мышечная усталость после повторных воздействий.
  • МРТ головного мозга. Метод необходим для визуализации мозговой ткани и выявления очагового поражения. Для бокового амиотрофического склероза типично появление гиперинтенсивного МР-сигнала в области ножек мозга и внутренней капсулы. При инсультах определяют участок ишемии.
  • Дополнительные методы. Для исключения патологии пищеварительной системы производят обзорную рентгенографию брюшной полости и снимки с применением контрастного вещества. Для исключения ХОБЛ выполняют спирографию, бронхоскопию. Иногда назначают консультацию психиатра.

Помощь до постановки диагноза

Если расстройство беспокоит изредка, обусловлено привычкой разговаривать при приеме пищи, специфическая терапия не требуется. Появление регулярного поперхивания во время еды, вследствие чего человек не может нормально принимать пищу, указывает на тяжелое поражение головного мозга или других систем, которое требует квалифицированной медицинской помощи.

Консервативная терапия

Врачебная тактика заключается в устранении или замедлении прогрессирования основного заболевания, спровоцировавшего поперхивание.

При миастении показаны физиотерапевтические методы и массаж для улучшения функционирования мышц. В тяжелых ситуациях, когда самостоятельный прием пищи невозможен, обеспечивается парентеральное питание.

Для этиотропного и патогенетического лечения применяют такие препараты, как:

  • Антихолинэстеразные средства. Лекарства из группы прозерина улучшают процессы нейромышечной передачи и устраняют причины поперхивания. Для достижения стойкого клинического эффекта их принимают в течение нескольких лет.
  • Глюкокортикоиды. Гормоны используются при тяжелых формах энцефалитов для предупреждения отека головного мозга. Они также рекомендованы при быстром прогрессировании признаков миастении, боковом амиотрофическом склерозе.
  • Антипсихотические препараты. Назначаются при серьезных психических нарушениях, которые сопровождаются расстройствами глотания и попаданием пищи в гортань. Для быстрого купирования симптомов эффективны нейролептики, транквилизаторы.

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу: массаж языка, гимнастика и другие методы в особенно трудных случаях

Давящиеся звуки при глотании у годовалого ребенка во время еды

Родители все чаще обращаются к педиатрам с проблемой, что в возрасте 2 и более лет ребенок не может есть твердую пищу, потому что просто не умеет жевать. Чаще всего в этом виновато именно окружение — занятые или слишком любящие родители.

Жевательный рефлекс очень важен для малышей, этот навык помогает формировать речевые навыки и укрепляет челюстно-лицевой аппарат. Родители должны знать, что делать, чтобы научить малыша жевать, если это не произошло вовремя.

Временные рамки формирования навыка

Жевательный рефлекс у детей должен появиться еще до перевода на твердую пищу (обычно это рекомендуется делать после 12-18 месяцев).

Первые попытки у малышей проявляются около 6 месяцев (иногда раньше), на этом этапе своего развития ребенок усердно тянет в рот руки и разные предметы, пытаясь грызть их. Так он не только чешет десны (этот период обычно совпадает с прорезыванием первых зубов), но и тренирует способность жевать.

Через некоторое время инстинкт может угаснуть, поскольку первые несколько зубов будут мешать выполнять жевательные движения. Однако годовалый ребенок вновь начинает проявлять интерес ко взрослой пище, и задача родителей — развить его.

К 2 годам малыш должен уметь есть полутвердую и твердую пищу, если в 24 месяца кроха продолжает питаться пюре и кашами, категорически отказываясь даже от мягких котлет, пора бить тревогу и что-то предпринимать.

Почему ребенок не жует в положенное время

Причин отсутствия жевательного рефлекса у детей в 2 года и старше много. Некоторые из них легко исправить, приложив определенные усилия, другие могут носить патологический характер.

Причины отсутствия жевательного рефлекса:

  1. Рано завершившееся грудное, смешанное или искусственное вскармливание с рождения.

Доказано, что дети, питающиеся исключительно грудным молоком, имеют более развитый челюстной аппарат, раньше овладевают речью и не испытывают трудностей при переходе на твердую пищу. Дело в том, что для получения молока из материнской груди им приходится прикладывать большие усилия, напрягая язык и остальные мышцы. Дети же, получающие смесь, привыкли к легкому получению пищи.

  1. Неправильно организованное кормление.

Рацион ребенка должен составляться согласно графику, разработанному педиатрами. Пищу, измельченную кусочками, рекомендуется вводить после 9 месяцев, но не позднее года.

Естественно, после жидких каш и пюре, малыши тяжело воспринимают такой вид пищи: выплевывают, глотают кусочки либо вовсе отказываются от еды. Заботливые и любящие родители стремятся обязательно накормить свое дитя, поэтому продолжают измельчать продукты блендером долгое время.

Ребенок привыкает не прикладывать усилий, чтобы наесться, поэтому в 2 года продолжает есть пюре из баночек. То же самое можно отнести и к родителям, у которых мало свободного времени, чтобы вовремя научить малыша жевать.

  1. Отсутствие приспособлений для облегчения прорезывания зубов на первом году жизни.

Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.

  1. Лень ребенка, появившаяся из-за потакания родителей его капризам.

Малыш начинает плакать, когда получает твердую пищу, и мама сразу дает ему пюре.

  1. Резкое переведение ребенка на твердые виды пищи.

Такой процесс вызывает стресс у детей, и они категорически отказываются от любой еды.

  1. Чрезмерная активность малыша.

Такие дети постоянно находятся в движении, привыкают есть очень быстро, чего с твердой пищей сделать невозможно.

  1. Введение прикорма позже положенного времени (после полугода).

Ребенок привыкает пить смесь из бутылочки или молоко из материнской груди.

  1. Заболевания органов пищеварительного тракта, воспалительный процесс во рту или гортани.

Причиной того, что малыш не может в положенное время жевать твердую пищу, могут быть отклонения в физическом развитии, слабость мышц лица. Дети с такими проблемами сегодня не редкость. Связано это с плохой экологической ситуацией, генетикой, питанием и образом жизни будущих мам либо осложненными родами.

Так ли важно уметь жевать твердую пищу для ребенка?

Некоторые родители настолько любят своих детей, что не считают нужным заставлять их есть после года твердую пищу и готовы ее измельчать долгое время.

На самом деле умение жевать в 1-2 года заложено природой и способствует формированию:

Отсутствие нагрузки на десну снижает активность кровообращения, зубы растут слабыми, может сформироваться неправильный прикус и начаться проблемы с зубами в будущем.

Как ни странно, именно жевательный рефлекс (как и сосание женской груди) тренируют артикуляцию малыша. Если у ребенка проблемы с приемом твердой пищи, это сказывается и на его речи, он может просто не выговаривать некоторые звуки.

В процессе жевания пища смачивается слюной, которая запускает процесс синтеза ферментов и улучшает пищеварение.

Если малыш получает только мягкие, жидкие продукты, желудок начинает лениться и через определенное время возникают проблемы с пищеварением: гастриты, частые несварения.

Кроме того, дети, не научившиеся жевать вовремя, рискуют вырасти психологическими манипуляторами, им тяжело будет ориентироваться в детском коллективе.

Как научить жевать годовалого ребенка

Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.

Развивать этот навык нужно с полугода:

  1. Купить красивые прорезыватели (несколько видов).

Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.

В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.

При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.

Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.

  1. Приучать к новым продуктам постепенно.

Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.

Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.

Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.

Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.

Срочные меры

К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.

Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.

Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:

Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).

В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.

Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.

  1. Пригласите в гости детей.

Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.

  1. Уберите из рациона пюреобразную пищу.

Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.

  1. Используя мягкие и вкусные продукты.

Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.

  1. Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
  2. Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
  3. Освойте актерское мастерство.

Предложите малышу сыграть в семейство зайчиков, белочек, лисичек (любых животных, которые привлекают ребенка). Предварительно можно посмотреть мультфильм или сходить в зоопарк. Войдите в роль полностью, вероятно, придется даже передвигаться на четвереньках.

  1. Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.

Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:

  • больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
  • вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
  • избегайте перекусов между приемами пищи.

Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.

Категорически нельзя заставлять малыша есть твердую пищу, повышая на него голос или наказывая. Это вызовет стресс у него и страх перед самим процессом еды.

Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни — детский сад.

Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики

Давящиеся звуки при глотании у годовалого ребенка во время еды

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен.

Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д.

Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным.

До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический.

Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами.

Есть ещё вариант: язык во время неправильного  глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы.

Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию.

Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка.

Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка.

Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры.

Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев.

На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка  «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка.

Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

Дисфагия у детей: причины, симптомы, лечение, почему ребенок плохо глотает

Давящиеся звуки при глотании у годовалого ребенка во время еды

Дисфагия – патологический процесс, характеризующийся нарушением глотания. В литературе, этот процесс описывается как затруднения проглатывания твердой и мягкой пищи. Стоит понимать, что это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие.

Нарушения могут встречаться как у взрослых, так и у детей, причем у последних дисфагия имеет свои особенности течения, последствий и осложнения.

Каковы основные причины дисфагии, может ли она указывать на серьезные заболевания? Как диагностировать дисфагию и какое лечение предлагает современная медицина?

1. Механизм акта глотания 2. Виды дисфагии 3. Причины дисфагии у детей — ДЦП — Атетоз или гиперкинез — Различные болезни — Наследственность и врожденные дефекты — Увеличение щитовидной железы — Последствия хирургического вмешательства — Онкологические заболевания 4. Как проявляется дисфагия у детей? 5. Необходимые диагностические меры 6. Как лечат дисфагию? 7. Чем опасна дисфагия для детей?

Механизм акта глотания

Акт глотания – процесс сложный, хоть и кажется нам как само собой разумеющееся. Вначале, ребенок пережевывает пищу, измельчает ее, для более легкого проглатывания.

Во время этого процесса стимулируется слюноотделение и выработка желудочного сока. Слюна смачивает каждый кусочек пищи, способствует формированию пищевого комка.

При помощи слаженной работы языка и щек пища проталкивается к корню языка.

На его поверхности расположена рефлекторная зона. При ее затрагивании запускается рефлекс – пищевой комок проглатывается и продвигается в глотку.

Одновременно с этим начинает двигаться мягкое небо, отделяющее полость носа от глотки, также сокращаются мышцы, которые приподнимают гортань – это необходимо для того, что бы пищевой комок попал в то «горло», а не направился в гортань, бронхи и легкие.

Как только в глотке было создано нужное давление, открывается пищевод, пища начинает свое движение к желудку. Кольцевые мышцы пищевода и их попеременное сокращение обеспечивают продвижение пищевого комка и созданию области пониженного давления.

Обратите внимание

Несмотря на всю сложность процесса, сознательно происходит только пережевывание пищи и ее проталкивание к корню языка. В остальном, процесс бессознательный, и поддается контролю нервной системы и глоточно-пищеводным структурам.

Если говорить о дисфагии, то для нее характерно нарушение именно этапов, которые не поддаются сознательному контролю, что может проявляться в следующем:

  • обратное забрасывание пищевого комка из глотки в полость рта;
  • появление боли в центре грудины, можно сказать по ходу продвижения пищевого комка;
  • формируется «ком» в горле, дети ощущают, как у них застрял пищевой комок.

Виды дисфагии

В клинической практике выделяют несколько видов дисфагии, которые можно условно квалифицировать по его локализации:

  • ротоглоточный или орофарингеальный. Этот вид дисфагии характеризуется затруднением перехода пищевого комка из глотки в пищевод. Основные причины сводятся к различным мышечным патологиям или нарушения в работе нервной системы;
  • пищеводный или эзофагеальный, когда происходит перекрывание просвета пищевода или нарушается двигательная способность его мышц;
  • несогласованность сокращений круговых волокон верхнего пищевого сфинктера;
  • дисфагия, которая связана с передавливанием пищевода сосудами, что формируется при их патологии.

Кроме видов дисфагии, выделяются еще и степени тяжести, коих 4:

  • отсутствие возможности проглотить лишь некоторые виды твердой пищи;
  • проглатывание твердой пищи затрудненно, с мягкой, полужидкой – проблем не возникает;
  • остается возможность проглотить только жидкий вид пищи;
  • проглотить что-либо вообще нет никакой возможности.

Причины дисфагии у детей

Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?

ДЦП

ДЦП характеризуется значительными сбоями в работе центральной нервной системы, что и обуславливает развитие дисфагии. Именно среди детей с данным диагнозом наибольшее число диагностированных случаев.

Атетоз или гиперкинез

Атетоз, или как его еще называют, гиперкинез характеризуется частыми непроизвольными движениями телом или его отдельными частями. Дисфагия при атетозе является закономерным следствием.

Различные болезни

К числу болезней, которые могут стать причиной затрудненного глотания можно отнести склероз, опухолевые процессы в мозге, полиомиелиты и др. Спровоцировать дисфагию могут и воспалительные процессы, особенно если лечение началось уже на запущенной стадии.

Наследственность и врожденные дефекты

В формировании дисфагии значение будет иметь как фактор наследственности, так и состояние здоровья беременной женщины. Если у одного из родителей отмечались проблемы с глотанием, то у ребенка создается предрасположенность.

Стать причиной нарушенного глотания могут и различные нарушения внутриутробного развития.

Для примера, если мать перенесла серьезные заболевания в этот период или был сформирован дефицит необходимых веществ для полноценного роста и развития плода.

Увеличение щитовидной железы

Увеличение щитовидной железы будет затруднять продвижение пищевого комка, что расценивается как механическая обтурация.

Последствия хирургического вмешательства

Хирургические операции в полости рта, глотку могут стать причиной нарушения глотания. Иногда, это явление временное, иногда — может понадобиться длительное лечение.

Онкологические заболевания

Доброкачественные или злокачественные новообразования в области лица и глотки, часто становятся причиной нарушения глотания. Дисфагия может проявляться различными степенями тяжести, но к этим симптомам, присоединяются боли в горле, за грудиной, распространяющейся в ухо.

Как проявляется дисфагия у детей?

Чем младше ребенок, тем труднее диагностировать у него проблемы глотания, да и любые другие заболевания. Дети старшего возраста могут объяснить и рассказать родителям о беспокоящих симптомах. Но даже младенцы пытаются рассказать о своем состоянии единственным доступным способом – плачем.

Родители и доктора могут диагностировать дисфагию по некоторым признакам:

  • мать должна наблюдать за малышом во время кормления грудью или из бутылочки. При дисфагии малыши длительно держат грудь губами, но не глотают материнское молоко, так как этот процесс связан с неприятными и даже болевыми ощущениями. Дети постоянно капризничают и плачут, несмотря на боль при глотании, кушать все равно хочется;
  • появление в полости носа грудного молока или смеси – также тревожный симптом, который можно объяснить нарушением нормального акта глотания;
  • при попадании еды в трахею развивается кашель. Если кроха часто кашляет при кормлении необходимо обратиться за помощью к специалистам;
  • необычная поза или поворот головы во время кормления малыша также будет требовать консультации со специалистом. Стоит напомнить, что спровоцировать дисфагию могут сбои в работе нервной системы, а состояние мышц напрямую с этим связаны;
  • проблемы с формированием речи. Этот признак чаще заметен у детей старшего возраста. Если родители начали замечать подобную проблему, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту;
  • дисфагия у детей после 5-6 лет связана не только с дискомфортом при глотании, но и с общим недомоганием. Такие дети отстают в школе, склонны к простудным заболеваниям. Из-за нарушения глотания страдает аппетит, формируется дефицит массы тела.

Важно

Отдельного внимания заслуживает так называемая нервная (функциональная) дисфагия, связанная не только с болезнями нервной системы, но и с особой впечатлительностью детской психики. Дисфагия нередко начинается с пережитого сильного стресса или фобии. Пережитые события становятся причиной невроза, и лечение не может проходить без участия психотерапевта.

Необходимые диагностические меры

Для подтверждения диагноза необходим целый комплекс исследований, при участии сразу нескольких специалистов. Первое, с чего начинается диагностика – опрос и осмотр маленького пациента.

При подтверждении предварительного диагноза, деткам назначают проведение контрастного рентгенологического исследования. В качестве контраста используют барий.

Этот визуальный метод исследования позволяет обнаружить возможные опухоли, наличие язв глотки и пищевода.

Несмотря на всю информативность рентгенографии, этого недостаточно. В обязательном порядке необходимо назначение эндоскопического исследования, УЗИ щитовидной железы, МРТ головного мозга.

В процесс диагностики и дальнейшего лечения привлекаются и другие специалисты: невропатолог, ЛОР, эндокринолог, гастроэнтеролог и др.

Как лечат дисфагию?

Только после подтверждения диагноза в индивидуальном порядке разрабатывается план лечения, которое проводят в стационаре под присмотром докторов. За счет того, что причины дисфагии могут быть более чем разнообразными, следовательно, лечение будет направлено именно на ее устранение.

Для примера: диагностированная опухоль, будет требовать соответствующего лечения: хирургическое вмешательство, химио-, лучевая терапия. Если же дисфагия спровоцирована воспалительными заболеваниями ротоглотки, назначаются медикаментозная терапия: противовоспалительные и антибиотики. В диагностировании функциональной дисфагии в обязательном порядке участвует психотерапевт.

Кроме лечения дисфагии, которое направлено на устранение причины, в обязательном порядке маленькому пациенту назначают диету. Несмотря на то, что дети могут беспроблемно проглатывать жидкую пищу, есть список продуктов, способных усугубить течение дисфагии. К их числу можно отнести:

  • быстрые углеводы;
  • крепкий чай или даже кофе;
  • лимонады, газированные напитки;
  • некоторые виды цитрусов;
  • жаренное и копченое.

Обратите внимание

Такие продукты питания могут стать причиной увеличения внутрижелудочного давления и простимулировать кислотообразующую функцию желудка, что и становится причиной нарушенного глотания.

Дисфагия опасна своими острыми симптомами: во время приема пищи кусочки пищи могут направляться в дыхательные пути и ребенок может поперхнуться и начать задыхаться. Родители должны уметь правильно оказать первую помощь. Во избежание несчастных случаев, лечение должно проводиться в стационаре, где доктора смогут своевременно и правильно оказать первую помощь.

Важно

В запущенных случаях, кормление ребенка может осуществляться при помощи специальной трубки.

Чем опасна дисфагия для детей?

Дисфагия у детей – опасное состояние, особенно если не было начато своевременное лечение и произошло запускание самой дисфагии, и причины, которая спровоцировала ее появление.

Если запустить затрудненное глотание, оно может стать причиной серьезных осложнений. Есть большой риск воспаления пищевода, который может переходить в хроническую форму. Такая форма воспаления – фактор риска для формирования опухолевых процессов, причем не только в пищеводе, но и в других органах.

Важно

Если у ребенка нет возможности нормально глотать пищу, то он может совершенно отказаться от ее употребления, что грозит развитием анорексии. А, как известно, это состояние уже угрожает здоровью и даже жизни. Отказ от приема пищи – это стресс для детского организма.

Доктора напоминают, что дисфагию и ее причину необходимо своевременно диагностировать, и составить эффективный план лечения.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

15,324  2 

(105 голос., 4,50 из 5)
Загрузка…

Совет медика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: