ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Содержание

Что такое пролапс митрального клапана (ПМК) 1 степени?

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Пролапс митрального клапана – одно из наиболее часто встречающихся сердечных заболеваний. Данная патология характеризуется недостаточностью функций митрального клапана. Существует 3 степени тяжести заболевания, при этом первая степень наименее опасная.

Обычно пролапс первой степени проходит бессимптомно, поэтому обнаруживается случайно во время прохождения УЗИ сердца. Однако, данное заболевание требует регулярного врачебного наблюдения, так как может усугубляться сопутствующими заболеваниями и осложнениями.

Пролапс митрального клапана – что это такое?

Митральный клапан – это двустворчатая перегородка, находящаяся в сердце между левым предсердием и левым желудочком. Название произошло от схожести клапана с головным убором священника — митрой.

Когда кровь поступает из левого предсердия в желудочек, клапан открывается. Во время дальнейшего выброса крови из левого желудочка в аорту, створки перегородки должны быть плотно закрыты. Так выглядит работа системы в норме.

В случае пролапса митрального клапана, его створки провисают и при закрывании между ними остается отверстие. В этом случае возможно обратное поступление части крови из желудочка в предсердие. Данное состояние еще называют регургитация. Таким образом, в круговорот поступит сниженный объем крови, что повысит нагрузку на сердце.

В зависимости от величины окна в перегородке, дифференцируют 3 степени заболевания:

  1. 1-я степень характеризуется отверстием в 3-6 мм и является наименее опасной;
  2. 2-я степень отличается окном в 6-9 мм;
  3. 3-я степень является наиболее патологичной, отверстие в перегородке остается более 9 мм.

Для принятия решения также учитывается объем крови, который возвращается в предсердие из желудочка. Этот показатель является в данном случае более приоритетным, чем величина пролапса.

Симптомы

В большинстве случаев пролапс митрального клапана 1-й степени проходит почти бессимптомно. Но в случае психоэмоциональных стрессов возможно появление периодических болей в области сердца.

Кроме того, у некоторых пациентов это заболевание может вызывать следующие отклонения:

  • сбои сердечного ритма;
  • головокружение и продолжительные головные боли;
  • чувство недостатка воздуха при вдохе;
  • случаи беспричинной потери сознания;
  • рост температуры тела до 37,2 0С.

Достаточно часто у таких пациентов возникает вегетососудистая дистония.

Также чиатйте нашу аналогичную статью про овальное окно.

Диагностика

  • Иногда, в случае наличия шумов в сердце, провисание створок клапана можно выявить с помощью стетоскопа. Однако, на 1-й стадии заболевания объем обратного оттока крови в левое предсердие может быть незначительным и не вызывать шумовых эффектов. В этом случае пролапс невозможно определить при прослушивании.
  • На ЭКГ также не всегда видны признаки пролапса.
  • Для точного определения наличия заболевания наряду с ЭКГ необходимо выполнить УЗИ сердца. Данное исследование позволяет выявить провисание створок митрального клапана и его размеры.
  • Допплеровское исследование, дополнительно проводимое во время УЗИ, позволяет определить объем регургитации и скорость обратного возвращения крови в предсердие.
  • Иногда выполняют рентген грудной клетки, на котором в случае болезни видно провисание сердца.

Для создания полной картины болезни пациента с ПМК, кардиолог также анализирует следующие данные:

  1. анамнез заболевания, особенности проявления симптоматики;
  2. анамнез хронических заболеваний пациента в течение всей жизни;
  3. наличие случаев данного заболевания у родственников пациента;
  4. общие анализы крови и мочи;
  5. биохимия крови.

Причины появления

Возможно два вида нарушений функций митрального клапана:

  1. Врожденный или первичный. Возникает в связи с внутриутробным сбоем выработки коллагена 111 типа, который является основой всех соединительных тканей организма. В результате ткань, из которой состоят створки митрального клапана, становится мягкой и не обладают упругостью, необходимой для полного закрытия клапана.
    Данный вид заболевания часто передается по наследству и имеется у человека с самого рождения. Однако, дефект соединительной ткани у плода может появиться и вследствие воздействия вредных факторов, таких как наркотики, алкоголь, курение, токсические вещества, а также плохое питание и стрессы.
    Врожденный ПМК 1 степени у детей, в основном, обнаруживается во время первого проведения УЗИ сердца. Обычно, сопровождающей симптоматики не наблюдается и такое состояние считается вариантом физиологической нормы и не представляет опасности.
  2. Приобретенный или вторичный. Появляется в результате возникновения некоторых болезней сердца, таких как ревмокардит, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, ангина, скарлатина и других заболеваний. Указанные болезни снижают тонус мышц, которые отвечают за исправное функционирование митрального клапана.
    Также данное заболевание может возникнуть вследствие травмы грудной клетки, при которой происходит разрушение сердечных хорд. Предлагаем вашу вниманию статью про хорду сердца у ребенка.

Лечение

В случае отсутствия симптомов пациент с ПМК 1 степени с минимальной регургитацией не нуждается в лечении.

Чаще всего к данной категории относятся дети, у которых диагностируется указанное заболевание во время прохождения УЗИ сердца при диспансеризации.

Обычно им даже можно заниматься спортом без ограничений. Однако, необходимо периодически наблюдаться у кардиолога и отслеживать динамику.

Врачебная помощь может понадобиться только в том случае, когда данный пролапс сопровождается опасными симптомами, такими как сердечные боли, нарушения ритма сердца, потеря сознания и другими. В этом случае лечение направлено на ликвидацию симптоматики. Оперативного лечения ПМК 1 степени не проводится.

Медикаменты

В зависимости от негативных проявлений, сопровождающих пролапс митрального клапана, назначаются следующие лекарственные средства:

  • успокоительные препараты и транквилизаторы, в том числе глицин, тенотен, пантогам, фенотропил и другие лекарства, принимаемые при вегетососудистой дистонии;
  • антикоагулянты, например, гепарин, фенилин, в случае риска возникновения тромбоза;
  • бета-блокаторы, в основном, тимолол, пенбутолол и небиволол, которые используются для восстановления сердечного ритма;
  • препараты для улучшения работы миокарды, такие как рибоксин, панангин, магнерот, которые являются источником магния и улучшают электролитический баланс;
  • витамины В и С для укрепления сердечной мышцы.

Кроме того, пациенту необходимы лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, санаторно-курортное лечение, массаж, релаксационные и психотерапевтические сеансы.

Также следует придерживаться здорового образа жизни, правильного питания и выполнять умеренные физические нагрузки.

Народные средства

Средства народной медицины наряду с фармацевтическими лекарствами дают хорошие результаты в устранении симптомов ПМК 1-й степени.

В данном случае используются следующие лечебные препараты, обладающие успокоительным действием и укрепляющие сердечную мышцу:

  • отвар из полевого хвоща, который помогает укреплять сердечную мышцу и одновременно является хорошим успокоительным средством;
  • чай из смеси следующих трав: пустырника, боярышника, мяты и валерианы, который обладает мощным успокаивающим эффектом;
  • чай из смеси вереска, терна, пустырника и боярышника, который также хорошо успокаивает;
  • отвар из шиповника, как источник витамина С, необходимого для сердечной мышцы.
  • смесь из скорлупы 20 яиц, сока из 20 лимонов и меда в таком же объеме как яйца и сок.

Также следует употреблять в пищу сухофрукты, красный виноград и грецкие орехи, как содержащие большое количество калия, магния и витамина С.

Следует учитывать, что в некоторых случаях с возрастом возможно увеличение провисания митрального клапана, поэтому пациентам с 1-й степенью пролапса даже в случае отсутствия симптомов необходимо регулярное наблюдение у кардиолога (1-2 раза в год).

В чем опасность заболевания, осложнения

В случае врожденного вида ПМК 1-й степени, осложнения проявляются очень редко. Чаще они возникают при вторичном виде заболевания. Особенно, если оно возникло в связи с травмами в области грудной клетки или на фоне прочих заболеваний сердца.

Встречаются следующие последствия заболевания:

  • Недостаточность митрального клапана, при которой клапан практически совсем не удерживается мышцами, его створки свободно болтаются и совсем не выполняют своих функций. На фоне этого заболевания возникает отек легких.
  • Аритмия, характеризующаяся сбоем сердечного ритма.
  • Инфекционный эндокардит – воспаление внутренней стенки сердца и клапанов. В связи с неплотным закрытием клапана, после перенесенной инфекции, в основном ангины, в сердце могут проникнуть бактерии из кровотока. Данное заболевание вызывает тяжелейшие пороки сердца.
  • Переход 1-й степени заболевания во 2, 3 или 4 стадии в результате дальнейшего провисания створок митрального клапана и, как следствие, значительного увеличения объема регургитации.
  • Внезапная сердечная смерть. Возникает в очень редких случаях в результате внезапной фибрилляции желудочков.

Особенно внимательно необходимо отнестись к данному заболеванию женщинам, ожидающим ребенка. В основном, ПМК 1 степени при беременности не несет угрозы женщине или будущему ребенку.

В то же время у 70-80% женщин в положении возможно возникновение приступов тахикардии и аритмии. Также увеличивается вероятность появления гестоза, преждевременного отхода околоплодных вод, сокращения сроков родов и снижения родовой деятельности.

Прогноз при заболевании

При пролапсе митрального клапана 1-й степени прогноз для жизни практически всегда положительный. В основном, данное заболевание проходит почти бессимптомно или с незначительными симптомами, поэтому качество жизни особенно не страдает. Осложнения развиваются очень редко.

Занятия спортом при ПМК 1-й степени разрешены почти без ограничений. Однако следует исключить силовые виды спорта, а также прыжки, некоторые виды борьбы, связанные с сильными ударами.

Также исключаются экстремальные виды, где спортсмены испытывают перепады давления, такие как:

  • дайвинг;
  • водолазный спорт;
  • прыжки с парашютом.

Такие же ограничения касаются и выбора профессии. Человек, имеющий данное заболевание не может работать летчиком, водолазом или космонавтом.

Следует отметить, что при пролапсе митрального клапана 1-й степени, юноша признается годным к призыву на военную службу.

Профилактика

  • С целью исключения перехода ПМК 1-й степенина более серьезные стадии заболевания, а также развития серьезных осложнений следует соблюдать профилактику указанного заболевания. Особенно профилактические меры необходимы при приобретенном пролапсе. Они направлены на максимально возможное излечение заболеваний, которые вызывают пролапс митрального клапана.
  • Всем пациентам, имеющим ПМК 1-й степени, необходимо регулярно наблюдаться у кардиолога, отслеживать динамику показателей величины пролапса и объема регургитации. Эти действия помогут своевременно обнаружить начало развития осложнений и принять необходимые меры для их предотвращения.
  • Кроме того, очень важно максимально отказаться от вредных привычек, регулярно заниматься физической культурой, спать не менее 8 часов в сутки, правильно питаться, минимизировать влияние стресса. Ведя здоровый образ жизни, человек практически исключает появление приобретенной формы заболевания и значительно повышает шансы, что симптомы при первичном ПМК не проявятся.

Таким образом, пролапс митрального клапана 1-й степени является достаточно серьезным заболеванием, с которым следует регулярно наблюдаться у врача.

Однако, при своевременном соблюдении лечебных и профилактических мер возможно максимально минимизировать симптомы и осложнения болезни.

(2 3,50 из 5)

Пролапс митрального клапана 1 степени: симптомы, лечение и профилактика

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Среди всех пороков сердца довольно часто встречается пролапс митрального клапана. Заболевание бывает трех степень выраженности, и наиболее благоприятный прогноз дается при пролапсе митрального клапана 1 степени. Для правильного проведения лечения и профилактики болезни должны быть должным образом определены ее симптомы.

Пролапс митрального клапана (ПМК) также называют синдромом клик-ропота, синдромом гибкого митрального клапана и синдромом Барлоу. Эта клапанная болезнь сердца характеризуется смещением аномально утолщенной створки митрального клапана в левое предсердие во время систолы. Считается первичной формой миксоматозной дегенерации клапана.

Существуют различные типы ПМК, широко классифицированные как классические и неклассические. В своей неклассической форме ПМК связан с низким риском осложнений и часто может протекать с минимальными нарушениями.

В тяжелых случаях классического ПМК осложнения включают митральную регургитацию, инфекционный эндокардит, застойную сердечную недостаточность и, в редких случаях, остановку сердца.

https://www.youtube.com/watch?v=Hawg8x3_RdY

Определение “пролапс митрального клапана” был придуман Дж.

Майклом Крили в 1966 году и получил признание над другим названием “вздутие митральной створки”, которое предложил впервые описавший патологию Джон Бреретон Барлоу [1 — Barlow JB, Bosman CK (1966).

«Aneurysmal protrusion of the posterior leaflet of the mitral valve. An auscultatory-electrocardiographic syndrome». Am Heart J. 71 (2): 166–78].

Диагноз ПМК ставится на основе данных эхокардиографии, которая использует ультразвук для визуализации митрального клапана. Благодаря этому методу распространенность ПМК снизилась и на сегодня составляет 2-3% населения. Лечение ПМК проводится при наличии серьезных осложнений или выраженной симптоматики. Чаще всего выполняется хирургическое вмешательство.

: Пролапс митрального клапана: болезнь сердца, которую жизненно-важно вовремя распознать!

Факты о митральном клапане

  1. Задача митрального клапана (МК) заключается в создании однонаправленного движения из левого предсердия в левый желудочек.
  2. В классическом случае митральный клапан состоит из двух створок.
  3. Пролапс митрального клапана сопровождается чрезмерным увеличением одной из его створок, что способствует не достаточно плотному закрытию клапана во время каждого сердечного сокращения.
  4. Неравномерное закрытие приводит к “вздутию” пораженной створки, что способствует возвращению из желудочка в предсердие небольшого объема крови.
  5. В большинстве случаев при пролапсе клапан продолжает выполнять свою основную функцию, поэтому работа сердца не нарушается.
  6. У 2% людей вместе с ПК наблюдается другое структурное изменение клапанного аппарата.
  7. ПМК чаще всего определяется в возрасте 20-40 лет и за счет современных инструментальных методов диагностики процент заболеваемости заметно снизился.

При первой степени пролапса митрального клапана створки отклоняются в сторону левого предсердия на 3-6 мм.

Механизм образования ПМК

Митральный клапан, названный так из-за его сходства с митрами епископа, является сердечным клапаном, который предотвращает обратный поток крови из левого желудочка в левое предсердие сердца. Он состоит из двух створок, передней и задней, которые закрывается, когда левый желудочек сокращается.

Каждая створка состоит из трех слоев ткани: атриалиса, фиброзы и спонгиозы.

У пациентов с классическим пролапсом митрального клапана определяется избыточная соединительная ткань, которая утолщает спонгиозу и отделяют пучки коллагена в фиброзе.

Это связано с увеличенным количеством дерматансульфата, гликозаминогликана. Подобное ослабляет створки и прилегающую ткань, что приводит к увеличению площади створок и удлинению хордовых составляющих.

Увеличение длины хорд часто приводит к разрыву самих хорд, прикрепленных к задней створки. Развитие поражения способствует сворачиванию створки в складку, ее инверсии и смещению в левое предсердие.

: Работа сердца с пролапсом митрального клапана

Причины и эпидемиология

Пролапс митрального клапана считается наследственным пороком сердца с повышенной экспрессией гена у мальчиков (2: 1). Наиболее распространенной формой наследования является аутосомно доминантный тип передачи, но описано X-связанное наследование.

Среди приобретенных причин пролапса митрального клапана 1-й степени:

  • Ревматизм, являющийся развивающейся аутоиммунной реакцией на определенные типы стрептококков. Характеризуется поражением других клапанов и суставов.
  • Ишемическая болезнь сердца, поражающая папиллярные мышцы и хорды, которые могут разорваться при инфаркте миокарда.
  • Травматические нарушения, которые обычно приводят не только к ПМК, но и более серьезным патологическим состояниям.

ПМК обычно развивается как изолированное расстройство. Чаще возникает из-за наследственных нарушений соединительной ткани, включая синдром Марфана, синдром Элерса-Данлоса, неполноценный остеогенез и эластичность псевдоксантомы.

ПМК также описывается в связи с дефектом межпредсердной перегородки и гипертрофической кардиомиопатией.

На самом деле, 75% пациентов с синдромом Марфана имеют ПМК из-за больших размеров митральных створок и клапанного аппарата в целом, что нередко связано с миксоматозной дегенерацией.

В 1970-х и 1980-х годах ПМК был переопределен из-за отсутствия строгих эхокардиографических критериев, при этом сообщалось о распространенности заболевания до 15%. Впоследствии Левин и др.

сообщали, что двумерная эхокардиографическая характеристика пролапса, особенно на парастернальном длинноволновом представлении, наиболее специфична для диагностики ПМК.

Использование этих критериев позволило предотвратить гипердиагностику.

Данные из исследования основанного на сообществе Framingham Heart показали, что синдром ПМК встречается у 2,4% населения.

Демографические данные, связанные с возрастом и полом

ПМК наблюдается у людей всех возрастов.

Распространенность ПМК была одинаковой среди мужчин и женщин в исследовании Framingham Heart. По другим расчетам болезнь чаще всего встречается у женщин молодого возраста. Однако осложнения, связанные с ПМК, в основном определяются у мужчин.

Дополнительно в исследованиях, которые проводила клиника Майо, у женщин определялся чаще пролапс передней и двух створок и реже митральная регургитация по сравнению с мужчинами.

Они также реже подвергаются митральному хирургическому вмешательству, чем мужчины.

Признаки и симптомы

Большинство пациентов с ПМК являются бессимптомными. Признаки болезни возникают в следующих случаях:

  • Прогрессирование порока
  • Развитие на фоне ПМК осложнения (например, инсульт, эндокардит или аритмия)
  • Автономная дисфункция

Симптомы, связанные с прогрессированием ПМК, включают следующее:

  • Усталость
  • Одышка
  • Непереносимость упражнений
  • Ортопноэ
  • Пароксизмальная ночная одышка
  • Прогрессивные признаки хронической сердечной недостаточности (ХСН)
  • Сердцебиение (от возникающих аритмий)

Симптомы, связанные с вегетативной дисфункцией, обычно возникают из-за генетически унаследованного ПМК и могут включать следующее:

  • Тревожность
  • Панические атаки
  • Аритмии
  • Непереносимость упражнений
  • Сердцебиение
  • Атипичная боль в груди
  • Усталость
  • Ортостаз
  • Обморок или пресинкоп
  • Нейропсихиатрические симптомы

Признаки пролапса митрального клапана у детей:

  • Ощущение нехватки воздуха и невозможность глубоко дышать
  • Нарушение сердечного ритма (быстрое или медленное сердцебиение, перерывы и преждевременные сокращения)
  • Частые головные боли, сопровождающиеся головокружением
  • Потеря сознания без видимой причины
  • Небольшое повышение температуры при отсутствии инфекционных заболеваний.

Поскольку ПМК нередко сочетается с вегето-сосудистой дистонией, могут дополнительно отмечаться ее симптомы.

Профилактика и прогноз

Профилактические мероприятия можно проводить только при вторичном сердечном пороке. В этом случае необходимо своевременное лечение очагов хронической инфекции. Также полезное воздействие оказывает борьба с гиперхолестеринемией.

Во время первоначального изменения клапана и бессимптомной болезни прогноз благоприятный. Чаще всего при выполнении врачебных рекомендаций больные с ПМК 1 степени могут вести нормальный образ жизни. Также в таком случае не противопоказана беременность и рождение естественным путем.

Больные с ПМК 1 степени должны ежегодно проходить УЗИ сердца, чтобы своевременно выявить возможные изменения.

В некоторых случаях пролапс митрального клапана 1 степени может осложниться следующими патологическими состояниями:

  • Сердечные аритмии: обычно это только доброкачественные преждевременные сокращения сердца, которые не нуждаются в лечении медицинскими препаратами. Иногда они могут иметь устойчивую суправентрикулярную тахикардию, нуждающуюся в дальнейшей, более определенной, медицинской терапии. Очень редко сообщается о внезапной остановке сердца из-за желудочковой тахикардии, которая опасна для жизни.
  • Ухудшение митральной регургитацией / недостаточностью (обратным кровотоком) по причине обострения пролапса или разрыва сердечной мышцы / сухожилия
  • Застойная сердечная недостаточность, вызванная митральной регургитацией
  • Инсульт из-за кровяного сгустка, образованного в полостях сердца и достигшего сосудов головного мозга
  • Воспаление внутренних составляющих клапанов сердца, называемое эндокардитом.

: Лечение пролапса митрального клапана, как его лечить?

Помощник машиниста — где учиться, зарплата, преимущества профессии

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов.

Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно.

Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов.

Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно.

Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию «страховки» на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?

Помощник машиниста – работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом.

Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто «механик», и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом – профессионала, который механизмом управляет.

Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека.

У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит.

Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?

Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста – профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной – на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует – можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и «тренировать» мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда.

Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль – все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня.

Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста – это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое.

Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна.

При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии – высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

Негативно сказывается работа помощника машиниста и на личной жизни специалиста. Дело в том, что профессиональная деятельность такого специалиста предполагает частые и длительные отъезды из дома. Согласитесь, не всякая жена (а помощниками машиниста, работают, как правило, мужчины) способна адекватно реагировать на частое и долгое отсутствие супруга дома.

Где можно получить профессию помощника машиниста?

Получить профессию помощника машиниста можно в российских железнодорожных техникумах или колледжах, которые имеются почти в каждом крупном областном, краевом и республиканском центре. Специальность, на которую необходимо поступать так и называется «помощник машиниста».

Сразу скажем, что конкурс на эту специальность достаточно высокий, поэтому существует большая вероятность того, что с первой попытки поступить в выбранное учебное заведение не получиться.

Особенно это касается тех абитуриентов, которые мечтают поступить в такие лучшие железнодорожные техникумы и колледжи России, как:

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Обучение на помощника машиниста электропоезда или тепловоза РЖД – обзор курсов в Москве

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст
Время чтения: 6 минут(ы)

Машинист – высокооплачиваемая профессия с досрочным выходом на пенсию. Однако чтобы стать им, нужно сначала поработать помощником машиниста – обучение на него проходит в колледже или на специальных курсах.

Кто такой помощник машиниста: что нужно знать о профессии?

Если говорить кратко – это должностное лицо, которое помогает машинисту в управлении поездом. Как правило, эту ставку занимают молодые сотрудники, получившие профессиональное образование и еще не имеющие практического опыта. После работы помощником в течение определенного времени у них появляется возможность стать полноценным машинистом.

По сути дела, помощник выполняет все те же самые обязанности, что и машинист, но под его контролем.

Профессию можно разделить на несколько разновидностей в зависимости от того, на каком поезде трудится работник:

  • помощник машиниста электропоезда РЖД;
  • помощник машиниста грузового электровоза или тепловоза;
  • помощник на пассажирском поезде.

Задачи и обязанности

Должностной регламент специалиста обычно содержит следующие задачи и обязанности:

  • выполнение распоряжений дежурных депо;
  • выполнение указаний машиниста;
  • проведение техобслуживания поезда;
  • проверка локомотива перед началом смены на наличие неполадок и неисправностей;
  • мониторинг показаний приборов и выявление с их помощью некорректной работу узлов локомотива;
  • управление поездом;
  • обеспечение безопасности экипажа локомотива, пассажиров и окружающих людей.

Работа и зарплата

Заработная плата помощника машиниста в Москве составляет 50 000 – 70 000 рублей. Примерно ту же сумму получает он и в Санкт-Петербурге. В регионах цифра чуть меньше и равна 40 000 – 55 000 рублей.

Карьерный рост работника на данной должности несколько ограничен. Так, для него доступно всего две ступени для повышения:

  • машинист тепловоза, электровоза или другого вида локомотива;
  • начальник поездной бригады.

Однако это компенсируется высокой заработной платой и возможностью досрочно уйти на пенсию.

Найти работу помощнику машиниста не трудно. На рынке труда есть множество вакансий, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах. Интересно, что в провинции требуется даже больше специалистов этой категории, чем в столице.

Плюсы и минусы профессии

К положительным сторонам профессии можно отнести:

  • высокую заработную плату;
  • высокую востребованность на рынке труда;
  • возможность стать машинистом и увеличить свой доход в полтора – два раза;
  • досрочный выход на пенсию;
  • наличие у работников железной дороги различных льгот.

Однако есть у специальности и недостатки.

  • Высокая ответственность. Не будет преувеличением сказать, что от действий человека, управляющего железнодорожным составом, зависит жизнь других людей.
  • Ненормированный рабочий график. Нередко представителям этой профессии приходится работать целые сутки подряд.
  • Командировки. Работник редко бывает дома.
  • Жесткие требования к здоровью.

Какие навыки нужны?

Помощнику машиниста потребуются следующие навыки и личные качества.

  • Хорошее здоровье. Управлять поездом много часов подряд, не имея полноценного сна и отдыха, при этом сохранив необходимую концентрацию и быстроту реакции, сможет не каждый.
  • Внимательность. Она нужна при осмотре локомотива перед выездом, а также при передвижении на нем. Специалист должен успеть заметить посторонний объект на путях, от его внимания не должна уйти неисправность состава.
  • Ответственность. От действий работника зависит жизнь и здоровье окружающих, и он должен понимать и осознавать это.
  • Дисциплинированность. Специалист должен четко, своевременно и в полном объеме выполнять указания диспетчера и машиниста.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Учиться на помощника машиниста можно учреждениях среднего профессионального образования, таких как колледжи и техникумы. Кроме того, эту профессию можно освоить, посетив курсы помощника машиниста.

Что сдавать для поступления?

Согласно действующим в Российской Федерации образовательным стандартам, чтобы поступить в среднее специальное или среднее техническое образовательное учреждение, необходимо сдать единый государственный экзамен по двум дисциплинам:

Какие-либо другие предметы сдавать не требуется. На количество набранных баллов чаще всего внимания не обращают.

Для обучения на курсах проходить вступительные испытания не нужно совсем. Достаточно заключить договор об оказании образовательных услуг и оплатить их, внеся денежные средства в кассу организации, проводящей обучение, или перечислив их на ее счет.

Следует отметить, что легкость поступления нивелируется жестким отбором по состоянию здоровья. Так, чтобы стать помощником машиниста, нужно пройти медицинскую комиссию. При наличии малейших нарушений работы организма претенденту отказывают в возможности обучения по этой специальности.

Сколько учиться на помощника машиниста после 9 и 11 класса?

Если абитуриент поступил в колледж или техникум после одиннадцатого класса, то срок его обучения составит два года и одиннадцать месяцев. Если это произошло по окончании им всего девяти классов, продолжительность получения образования будет на один год больше и в общей сложности равна трем годам и десяти месяцам.

Кроме того, существует углубленная программа подготовки. Она дольше на двенадцать месяцев, чем стандартная.

Что касается курсов, то на них получить специальность можно всего за несколько месяцев.

Возможно ли дистанционное обучение?

Поскольку получение профессии помощника машиниста связано с непосредственным изучением узлов и деталей локомотива, а также с практикой его эксплуатации, дистанционно обучиться этой специальности невозможно.

ВУЗы и академии

В высших учебных заведениях помощников машиниста не готовят.

Колледжи и техникумы

Вот пятерка наиболее актуальных столичных колледжей, где можно освоить профессию.

  • Железнодорожный колледж № 52. Это государственное учебное заведение, специализирующееся на подготовке кадров для железной дороги. Один год обучения в нем обойдется в 67 900 рублей, по времени оно займет 2 года и 10 месяцев на базе одиннадцатого класса.
  • Московский колледж железнодорожного транспорта. Это образовательное учреждение финансируется из бюджета. Стоимость обучения в нем также составит 67 900 рублей за два семестра. Срок базовой образовательной программы равен 2 годам и 10 месяцам при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Ожерельевский колледж железнодорожного транспорта. Государственное училище, расположенное в городе Кашира Московской области. Стоимость одного года обучения – 55 140 рублей в год, срок – 2 года и 10 месяцев при наличии полного среднего образования.
  • Московский вечерний техникум железнодорожного транспорта. Отличительная особенность организации – наличие только вечернего отделения. Учеба здесь будет стоить 57 300 рублей в год, а продлится она 3 года и десять месяцев при наличии одиннадцати классов (из-за вечерней формы обучения).
  • Московский колледж железнодорожного и городского транспорта. Здесь готовят специалистов не только для железных дорог, но и для остальных сфер пассажирских перевозок. Два семестра обучения в этом ПТУ обойдутся в 70 000 рублей в год, а его срок составит 2 года и 10 месяцев после окончания одиннадцати классов школы.

Есть профильные железнодорожные колледжи, которые готовят помощников машиниста, и в Санкт-Петербурге. Вот пять наиболее востребованных из них.

  • Санкт-Петербургский электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А. Суханова. Государственный техникум по подготовке кадров для РЖД. Один год обучения здесь стоит всего 25 000 рублей, а весь курс занимает 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Волховский колледж транспортного строительства. Одно из старейших училищ ленинградской области. Стоимость обучения – 90 000 рублей в год, а срок – 2 года и 10 месяцев, если абитуриент поступает с одиннадцатью классами школы за плечами.
  • Колледж метрополитена. Как понятно из названия, здесь можно получить профессию помощника машиниста метро. Два семестра обучения стоят 48 000 рублей, а по времени оно занимает 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Это образовательное учреждение – филиал Петербургского государственного университета путей сообщения имени Александра I. Обучение здесь обойдется в 58 000 рублей за один год. Продолжительность образовательной программы – 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Колледж при военном институте железнодорожных войск. Училище под эгидой престижного петербургского военного ВУЗа. За один год обучения в колледже попросят 34 000 рублей. Его срок составит 2 года и 10 месяцев в случае поступления после одиннадцатого класса.

Все перечисленные образовательные учреждения имеют бюджетные отделения. Если обучение происходило на бесплатной основе, по его окончании выпускник направляется на определенное место работы (как правило – одно из подразделений РЖД), где должен протрудится определенное время.

Курсы и тренинги

Вот столичные курсы, где можно выучиться на помощника машиниста.

  • Учебный центр Московского отделения АО «РЖД». Обучение здесь бесплатное, но по его окончании надо отработать определенное время в компании РЖД. Срок обучения – пять месяцев.
  • Учебный центр Московского метрополитена. Здесь тоже учат бесплатно, но с таким же условием – проработать несколько лет в метро. Срок обучения – четыре месяца.
  • Центра «ПромРесурс». Стоимость – 25 000 рублей, длительность – три с половиной месяца.
  • НТ «Академия». Стоимость курсов – 18 000 рублей, а их срок – три месяца.
  • «Медиаколледж». Цена программы – 24 000 рублей, продолжительность – три месяца.

Есть подобные курсы и в Санкт-Петербурге.

  • Центр повышения квалификации при Октябрьской железной дороге АО «РЖД». Это также официальный учебный центр Российских железных дорог. Обучение проводится на тех же условиях и в те же сроки, что и в Московском филиале.
  • Учебный центр Санкт-Петербургского метро. Готовит помощников машинистов метрополитена северной столицы. Обучение бесплатное, но после него нужно несколько лет работать в ведомстве. Срок обучения – три с половиной месяца.
  • Курсы при техникуме имени А. Суханова. Стоимость – 25 000 рублей за весь курс, продолжительность – пять месяцев.
  • «Учебный комбинат». Негосударственное образовательное учреждение. Цена обучения – 22 000 рублей, а его срок – четыре месяца.
  • «Учебно-курсовой комбинат». Государственная организация по повышению квалификации. Стоимость обучения – 17 500 рублей, длительность – три с половиной месяца.

Помощник машиниста – востребованная и хорошо оплачиваемая профессия с перспективой карьерного роста и повышения уровня дохода. Этой специальности можно обучиться в колледже, техникуме или на курсах.

Плюсом является то, что по окончании училища происходит трудоустройство выпускников по распределению. Еще одно достоинство профессии – льготы и досрочный выход на пенсию.

Однако человек, решивший связать свою жизнь с железной дорогой, должен быть ответственным, дисциплинированным, внимательным, здоровым и физически выносливым.

Совет медика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: