Нарушение речи

Содержание

Нарушение речи во взрослом возрасте

Нарушение речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи заключается в том, что человек испытывает сложности с выражением мыслей. Начальные проявления отклонения возникают еще в детском возрасте.

Отсутствие лечения и коррекционных мероприятий приводит к проблемам в общении с окружающими. В сравнении с детскими дисфункциями артикуляционного аппарата нарушение речи у взрослых отличается более тяжелым течением.

Причины и факторы риска

Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи.

Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики.

Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.

Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства.

Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору.

При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.

Возможно одновременное влияние внешних и внутренних причин, в таком случае картина нарушений становится многослойной и проявляется большим количеством симптомов.

Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.

Классификация нарушений у взрослых

Аналогично детским дисфункциям патология делится на виды по ее проявлениям и симптомам. Специалисты выделяют следующие расстройства экспрессивной речи:

  • афазию;
  • алалию;
  • брадилалию;
  • дизартрию;
  • дизорфографию, дисграфию;
  • дислексию, дислалию;
  • заикание;
  • задержку речевого развития, или ЗРР.

Характеристика афазии такая же, как в детском возрасте. Нарушение речи вызывается повреждением различных отделов мозга. В зависимости от локализации патологического процесса на первый план выходят различные симптомы.

У каждой из разновидностей афазии есть общие и индивидуальные признаки. В той или иной степени, всегда проявляются нарушения письма и чтения.

Если патологические изменения связаны с возрастными изменениями, уже сформированные речевые навыки пропадают.

Формы нарушения речи

Название расстройстваОсновные симптомы
Акустико-мнестическая афазияРечь путанная, невнятная. Паузы между фразами.
Эфферентно-моторная форма афазииОтмечается смещение фонем, нарушение артикуляции.
АлалияВербальное общение практически невозможно. Словарный запас недостаточный, затруднено деление на слоги.
БрадилалияЗамедление темпа речи отражается также и на письме, чтении. Характерна монотонность.
ДизартрияКомплексные нарушения затрагивают моторику, дыхание, тембр и силу голоса.
ДизорфографияБольной делает ошибки при письме, но они не связаны с осознанием правил написания или произношения.
ДисграфияЧастичные нарушения правописания из-за недостаточного контроля письменной речи.
ДислексияПотеря навыков чтения, пациент с трудом осваивает прочитанный материал.
ДислалияНа фоне нормального слуха и правильной артикуляции отмечается нарушение произношения звуков. Для диагностики привлекают стоматолога.
ЗРРЧаще обнаруживают в детском возрасте: скудный словарный запас, монотонная без интонаций речь.
ЗаиканиеПрерывание темпа происходит циклично, при повторении определенных звуков.

Постановка диагноза

Диагностика нарушений речи у взрослых осуществляется с помощью МРТ головного мозга и сосудов, обследования у логопеда и дефектолога, невролога, ЛОР-врача. Комплексный подход позволяет провести точную дифференциацию и составить план терапии.

У ребенка дефекты произношения часто закладываются в перинатальном периоде, у взрослого – после инсульта, бесконтрольного приема лекарств или необратимых дегенеративных процессов в головном мозге. Поэтому при жалобах на внезапное нарушение речи человека всегда отправляют на тщательное обследование.

При неправильном формировании прикуса у детей и нарушении роста зубов требуется консультация ортодонта. Коррекция речи начинается с устранения причины отклонения.

Симптомы и признаки

Нарушение речи заключается в любых проявлениях отклонений от нормы. Это неправильный темп, изменение звукотипа, недостаточный словарный запас и др. Они могут носить хронический характер или возникать внезапно.

Характерным отличием детских расстройств от взрослых является то, что причиной последних чаще является органическое заболевание.

Часто встречающиеся сопутствующие симптомы: повышенное слюноотделение, заикание, отсутствие мимики, нечеткость фраз и др.

При появлении нескольких признаков заболевания речь становится трудной для восприятия окружающими. При внезапных нарушениях речи необходимо, в первую очередь, исключить развитие инсульта.

Методы лечения

Выбор схемы терапии определяет основное заболевание, а также возраст пациента. Если нарушения речи вызваны острым состоянием, например, инсультом, больному необходима неотложная скорая помощь. Чем раньше начата реабилитация, тем выше у него шансы на полноценную жизнь в дальнейшем.

Лечение состоит из выполнения логопедических заданий, физиотерапевтических методов, массажа и приема медикаментов. Может потребоваться пластика челюстно-лицевого отдела и специальная гимнастика, сеансы психотерапии.

При спастической дисфонии спазм снимают с помощью уколов ботокса непосредственно в область ых связок.

На протяжении всего курса лечения нужно избегать внешних раздражителей, по возможности не оставлять больного человека одного в незнакомых местах. При проблемах с ыми связками рекомендован щадящий режим, чтобы их не напрягать. Также некоторые медикаменты и продукты питания могут вызывать их спазм, например, кофе.

Каждый вид коммуникативного расстройства требует особого подхода в соответствии с его проявлениями. Так, при дизартрии с человеком лучше общаться в письменной форме и с помощью жестов. Устная речь должна быть максимально простой и медленной.

В домашней обстановке можно продолжать коррекционную работу по устранению дефектов речи с помощью упражнений, назначенных врачом. Необходимо отдавать предпочтение общению с собеседниками, а не просмотру телевизора.

Профилактика

Невозможно со 100%-вероятностью сказать, что существуют определенные способы предотвращения нарушения произношения. При наличии факторов риска необходимо регулярно проходить обследование в медицинском учреждении.

Специфика дефектов артикуляционного аппарата не дает возможности составить прогноз на будущее. При проблемах сосудистого характера необходимо контролировать уровень давления и вести здоровый образ жизни. Помните, что сидя за монитором компьютера, вы от проблемы не избавитесь.

Нужно больше общаться с друзьями и близкими, совершать пешие прогулки на свежем воздухе.

Нарушение речи у взрослых – это не приговор, большая роль отведена его ранней диагностике и комплексному подходу к терапии. Лечение должно быть не симптоматическим, а направленным на устранение или подавление причины. Конечно, некоторые возрастные изменения являются необратимыми.

Так, при сенильной деменции динамика будет со временем только ухудшаться. Однако, посредством медикаментозного лечения врачам удается замедлить развитие болезни и переход к терминальной стадии. Не забывайте, что большое значение отводится состоянию психики больного.

Положительный настрой поможет и придаст уверенности в собственных силах не только ему, но и родственникам.

Нарушения речи. Виды и причины нарушений речи. Коррекция в СПб

Нарушение речи

Что мы понимаем под нарушением речи? Вопрос требует размышлений, потому что не так уж просто определиться, что считать речью и в каком возрасте речь должна сформироваться у ребенка.Ученые, занимающиеся изучением коммуникаций, пришли к выводу, что общаться между собой могут многие животные.

Свой язык есть у дельфинов, собак, приматов. Но речь как средство вербальной коммуникации доступна только человеку. Конечно, при условии, что он привык общаться с самых ранних лет.

Чтобы у вас не вырос Маугли, помогайте вашему ребенку развивать речь!Нужно ли бить тревогу, если ребенок в 2 года не может построить связное предложение или это нормально для его возраста? Но ведь ваши родители вам рассказывают, что вы-то в его годы… Да и сын подруги уже без устали целыми днями болтает с родителями.

Как понять, где индивидуальные нормы, а где отклонения и нарушения развития речи? Об этом мы расскажем ниже.

Этапы развития и формирования речи у ребенка

Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.

Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.

ВозрастНавыки
 до 6 месяцев
  • улыбки, смех, гуление, привлечение внимания к себе звуками;
  • реагирование на просьбы и требования;
  • реакция на музыку
 6-9 месяцев
  • отдельные слоги: «ма», «ба», «да»
  • понимание простой речи, обращенной к ребенку
  • появление указательного жеста
 9 месяцев-1 год
  • жестикуляция в ответ на приветствия и прощания, умение помахать рукой;
  • лепетание слов, состоящих из повторяющихся одинаковых слогов (хотя бы и без понимания значений этих слов, но уже с выраженной артикуляцией) — «мама», «папа», «баба»;
  • первые слова;
 1-1.5 года
  • расширение активного словарного запаса;
  • первые словосочетания (которые еще не всегда можно понять)
 1.5-2 года
  • простейшие реплики из 2-3 слов (“Мама, дай!”)
  • к 2 годам речь является основным средством общения со взрослыми
 2-3 года
  • «контекстная речь»;
  • разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи (хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц — «я спим»)
  • Словарный запас достигает 1200-1300 слов
  • К 3 годам речь речь служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми
 3-5 лет
  • словотворчество;
  • понимание морфем (приставки, суффиксы);
  • длинные тирады
  • К 5 годам — четкое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений

Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит».

Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло.

Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие. И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию.

Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее нарушение речи (общее недоразвитие речи — ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность.

Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь.

Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.

Сферы и области ответственности специалистов центра «Эмбер» по речевым проблемам распределяются так:

  • Логопед:Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера;
  • Педагог-дефектолог:работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.

Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых — из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда нарушение речи у школьников и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.

Виды нарушений речи у детей и взрослых

В логопедии принято несколько основных типизаций — по похожим проявлениям и источникам. Это помогает понять, в каком направлении искать источник проблемы и пути коррекции нарушения речи.
Клинико-педагогическая классификация

  • Нарушения ритма и темпа:
    • Заикание (отклонение, известное с незапамятных времен. По свидетельству историков, древнегреческий оратор Демосфен когда-то страдал заиканием, но упорно тренировался в произнесении речей, набивая рот мелкой галькой. Научившись четко говорить с камнями во рту, он развил великолепную артикуляцию и уверенность в себе, избавившись тем самым от недуга. Логопеды до сих пор практикуют данный метод коррекции нарушений речи).
    • Дислалия (в устной речи ребенок неверно произносит или искажает отдельные звуки).
    • Дизартрия (органы артикуляции (губы, язык) имеют критические ограничения подвижности).
    • Ринолалия (снижено резонирование в носовой полости).
    • Прочие расстройства артикуляции: полтерн, тахилалия, брадилалия.
  • Голосовые нарушения:
    • Афония (потеря звонкого голоса, человек говорит шепотом. Проблема с ыми связками).
    • Дисфония (охриплость или гнусавость, возникает из-за ларингита и других воспалений гортани либо из-за функциональных аномалий.
    • Ринофония или палатолалия (гнусавость из-за проблем с мягким нёбом, его мышечной слабостью или размерами).
  • Нарушения устной речи:
    • Структурно-семантические расстройства: алалия (возникает во время родов при повреждении речевых областей в головном мозге. При этом у ребенка всё в порядке с интеллектом и со слухом), афазия (схожая проблема. Органические поражения участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врожденное явление, а приобретенное — у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых).
    • Расстройства фонационного оформления.
  • Нарушения письменной речи:
    • Дислексия (сложное восприятие написанного текста, смешивание звуков и слов при прочтении, неумение складывать буквы в готовые слова).
    • Дисграфия (отклонения при письме, может сочетаться с дислексией, быть ее следствием).

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

  • нарушения в применении средств коммуникации
    • заикание
    • другие осложнения
  • нарушения непосредственно самих средств коммуникации
    • фонетико-фонематическое недоразвитие речи
    • общее недоразвитие речи

Причины нарушения речи у детей

Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции.

Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин.

Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:

  • органические (анатомо-физиологические, морфологические):
    • органические центральные (поражения мозга);
    • органические периферические (дефекты органов слуха или артикуляции, расщепление нёба, дефекты зубов);
    • функциональные (психогенные — проблемы с возбуждением и торможением в ЦНС);
  • психоневрологические (речь нарушается как побочный эффект от расстройства памяти или умственной отсталости);
  • социально-психологические (источник — окружающая среда; например, неблагополучная атмосфера в семье).

Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами.

При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов.

Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.

В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:

  • наследственные. К сожалению, мы не всегда наследуем от родителей крепкий организм. Многие неприятности достаются детям «в подарок», иногда это заикание, разные расстройства речевых зон в коре головного мозга, проблемы с прикусом или неправильное количество зубов, дефекты нёба, аномалии в строении органов артикуляции.
  • врожденные (внутриутробные). Обусловлены осложнениями во время беременности. Если женщина работает на вредном производстве, до последнего оттягивает декрет или неудачно пытается прервать беременность, если эмбрион вынужденно употребляет алкоголь, табак и сильнодействующие лекарства вместе с мамой, то всё это никогда не пойдет малышу на пользу. Особенно важен первый триместр, когда у плода формируется ЦНС.
  • перинатальные (родовые) и постнатальные (проявляются вскоре после рождения). Возникают из-за осложнений при самом появлении младенца на свет, из-за преждевременных родов, в результате родовых травм и т.д.
  • прочие (проявляются в первые годы жизни ребенка и позднее). Здесь корень зла — либо психологические, социально-бытовые факторы, либо серьезные болезни (менингит и другие опасные инфекции, заболевания органов слуха, травмы головного мозга и речевых органов).

Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения — самостоятельный человек, — не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:

  • во время беременности берегите себя больше обычного, избегайте травм, потрясений и употребления вредных веществ;
  • тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и умелыми акушерками;
  • после рождения не запускайте болячки, пусть даже мелкие, помните, как уязвим неокрепший организм человечка, который только пришел в этот мир.

Профилактика речевых расстройств. Помощь ребенку в домашних условиях

Для профилактики нарушений и для общего развития речи нужно постоянное общение. Иначе проблемы рано или поздно возникнут, даже если изначально медицинских предпосылок не было. Ребенок, изучая язык, должен практиковаться, регулярно контактируя с его носителями. А носители — это вы. Общение — неотъемлемая часть программы воспитания.

Что полезно:

  • совместно читать с вашим ребенком, говорить о прочитанном, вместе иллюстрировать сюжет, обсуждать рисунки;
  • вместе петь песни;
  • слушать маленького почемучку, не перебивая, отвечать на его вопросы об окружающем мире, учить его самого слушать других;
  • исправлять ошибки в произношении слов и звуков, находить правильные аналоги для «детских» словечек и «сюсюканий» («бобо», «кака»).

Ошибки, которые делают многие, а вы, хочется верить, не совершаете:

  • на вопросы ребенка отделываются общими «вырастешь — узнаешь» и «потому, что кончается на У»;
  • мало занимаются общением и чтением вслух; чтобы ребенок не отвлекал от дел, включают ему мультфильмы на весь день и оставляют наедине с телевизором или компьютером;
  • повторяют с умилением вслед за малышом всё, что он лепечет, способствуя этим закреплению неправильных слов и неграмотного произношения — обедняют речь будущего носителя русского языка.

В «техническом» отношении всегда приносят пользу дыхательная гимнастика и упражнения для языка.

Дыхание можно тренировать интересными для ребенка игровыми методами: надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, учиться играть на игрушечных флейтах и губных гармошках.

Существуют стандартные артикуляционные упражнения на отработку разных проблемных звуков, когда язык, губы и зубы удерживаются в течение 10-20 секунд в определенных положениях:

  • звук «Р» — широко открытый рот, язык у верхней челюсти, простукивание по зубам с произнесением звука «Д»;
  • шипящие — губы максимально вытянуты вперед, челюсти сомкнуты;
  • свистящие — язык концом уперт в передние зубы нижней челюсти, а краями — в дальние зубы верхней.

Когда речь идет не о профилактике, а о коррекции уже установленных отклонений, работа ведется глубже, по индивидуальным программам, с регулярным участием логопеда.

Если у вашего ребенка наблюдаются явные признаки нарушения речи, но вы не можете понять, в чем причины и что делать дальше, предлагаем вам пройти комплексную диагностику нарушений речи в нашем Центре.

Для записи на обследование и на прием к логопеду позвоните по тел. (812) 642-47-02 либо воспользуйтесь формой онлайн-записи на сайте.

Нарушение речи у взрослых — причины и виды заболевания

Нарушение речи

Нарушение речи в любых проявлениях вызывает у обладающего им определенный дискомфорт: тяжело выражать свои мысли, не всегда окружающие адекватно реагируют на явные дефекты, затруднена социальная адаптация.

Первые проявления данного заболевания возникают уже в раннем детстве, с годами они могут развиться в серьезные психологические проблемы. В эту группу специалисты включают несколько подвидов патологий, с разными причинами и проявлениями.

Объединяет их одно: люди с такими отклонениями испытывают сложности с коммуникацией.

Причины нарушения речи

Специалисты разделяют детские и взрослые проблемы произношения. Чаще всего в первом случае речь идет о легких стадиях заболевания, в то время, как в более зрелом возрасте нарушения нормального функционирования систем человеческого организма обусловлено иными причинами, протекает в более тяжелой форме. Обобщенно нарушения классифицируют по 2 типам:

  • органические – вследствие полученных травм головы, ушибов, повреждения органов артикуляции (языка, неба, губ, зубов), расстройства центральной нервной системы, слухового аппарата;
  • функциональные – чаще всего возникают под воздействием внешних факторов (стресса).

К проявлениям 1 типа приводят перенесенные инфицирования, опухоли мозга, кровоизлияния (инсульты), закупорки сосудов, родовые травмы.

Нарушения в преклонном возрасте развиваются на почве болезни Альцгеймера, Паркинсона, параллельно возникают проблемы с памятью, психоэмоциональные расстройства.

Некоторые лекарства могут вызвать индивидуальную реакцию (снижение слухового порога восприятия), что также сказывается на нарушениях речи.

К факторам, влияющим на развитие дисфункции речевого аппарата, относят эпилепсию и алкоголизм, а также перенесенные ДЦП или инфекции (менингиты, энцефалиты, болезнь Лайма). Нередкими являются случаи нарушений речи при локальных поражениях мозга.

Функциональные расстройства чаще всего являются прямыми следствиями сильного потрясения, умственной отсталости, невылеченных детских патологий, психических состояний (испугов, истерий), воздействия медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов), наследственной предрасположенности.

Важно. Специалисты отмечают случаи наслоения причин функционального и иного характера, провоцирующих развитие нарушений темпа, характера речи. Часто после детального обследования у таких пациентов диагностируется органическое повреждение.

Виды нарушений речи

Нарушения речи у взрослых, их причины и виды разделяют в зависимости от симптомов, а также характерных проявлений. К ним относятся: афазия, алалия, брадилалия, дизартрия, дизорфография, дисграфия, дислексия, дислалия, а также заикание и задержка речевого развития.

Афазия – это нарушение речи, связанное с повреждениями отделов мозга или нервных связей между ними.

При акустико-гностической разновидности корковый центр анализа/синтеза информации (область Вернике) не может адекватно обрабатывать поступающие данные, а также создавать на их основе импульсы в речевом аппарате.

Практически всегда выражается в проблемах со счетом, письменными навыками, речью. Определяется при диагностировании мозга и сосудов методами МРТ, в результате комплексного обследования у логопеда, невролога, ЛОРа.

При акустико-мнестической афазии пациент страдает нарушениями слухоречевой памяти – плохо говорит, тщательно подбирая слова, путается и останавливается. Методы диагностики такие же, как и в предыдущем случае.

При развитии заболевания на фоне возрастных изменений или перенесенных травм возникает расстройство ранее сформированных речевых навыков: больной, нормально разговаривавший до этого, начинает испытывать трудности с поддержкой диалога, составлением простых предложений.

Эфферентно-моторная форма проявляется в падении речевой функции, смещениях фонем (твердых-мягких, звонких-глухих), нарушении правильной артикуляции. Определяется при МРТ мозга, логопедическом обследовании.

Алалия выражается в серьезных проблемах с вербальным общением: от небольших проявлений до полного отсутствия речи. Связана она с повреждениями речевого центра коры мозга, случившимися в период внутриутробного развития, либо же в возрасте до 3 лет.

Для данного заболевания характерны: задержка нормальных речевых реакций, скудный запас слов, трудности с пониманием структуры слова (разделение на слоги), ошибки в произношении фонем.

Обследование проводят логопед и невролог, они же рекомендуют методы коррекции.

Смещение темпа, или брадиларию, можно узнать по замедлению разговора, задержке при письме и чтении. Еще один явный пример болезни – монотонное, слабомодулированное произношение, нечеткая артикуляция. Обследование проводится комплексно, с привлечением логопеда и психолога.

При дизартрии поражены речедвигательные функции в анализаторе мозга, а также система управления мышцами артикуляционной группы. Одновременно страдают моторика, дыхание, тембр и сила голоса. Диагноз ставится на основе электрограмм и магнитно-резонансной томографии мозга, логопедического тестирования, упражнений на устную и письменную речь.

Расстройство орфографических навыков при письме, не связанное с осознанием правил написания (произношения) называется дизорфографией. Больной делает специфические ошибки, которые выявляются при диктанте и устном общении.

Частичными нарушениями письма страдают и пациенты с дисграфией, у которых недоформированы (нарушены) психические связи, отвечающие за процессы контроля/реализации письменной речи.

Дислектические проявления характеризуются сбоями навыков чтения, замещениями фонем, замедленным (побуквенным) прочтением, трудностью восприятия прочитанного материала.

При дислалии пациенты сохраняют нормальную работу органов слуха, но не могут четко, с сохранением правильной артикуляции, произносить звуки. Иногда повреждения затрагивают челюстной отдел (неправильный прикус, строение зубов), что может быть обнаружено при стоматологическом осмотре.

Задержки развития речи впервые начинают проявляться на ранних этапах развития человека (до 3 лет включительно). Проявляются в бедном словарном запасе (меньшем, чем положено по возрасту), монотонной, безэмоциональной речи.

Заикание – это нарушение темпо ритмической организации речи со спазмическими, внезапными мышечными конвульсиями артикулярного аппарата, гортани, при которых больной прерывается на цикличном повторении определенного звука (иногда группы).

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

Важно. Большинство нарушений могут быть выявлены в результате комплексного обследования у различных специалистов, с проведением томограммы мозга (других способов диагностики). Применение отдельных методов не позволяет со всей уверенностью судить о заболевании, а также назначить эффективное лечение.

Симптоматика

Понятие нарушения речи включает в себя любые отклонения от нормального звукопроизношения, в том числе изменение темпа, нечеткую артикуляцию, перемещение фонем в слове, бедный словарный запас и другие. Каждое заболевание характерно определенными, знакомыми каждому специалисту симптомами. Выделить из них универсальные, подходящие для всех разновидностей, сложно, а иногда практически нереально.

Поэтому пациенты с прогнозируемыми проблемами речи проходят комплексное медицинское обследование, на основании которого складывается максимально полная картина недуга (и определяются возможные способы коррекции). Очень важно понимать разницу между нарушением экспрессивной речи у детей и такими же проявлениями у взрослых: в их основе могут лежать абсолютно разные причины.

У ребенка дефекты произношения развиваются на фоне перенесенных инфекций или родовых травм, у взрослого – после кровоизлияний, неправильного медикаментозного лечения или регрессивных процессов в головном мозге. При жалобах пациента на проблемы с речью, памятью терапевт направляет его на обследование.

Невролог изучает реакции нервной системы, оценивает их адекватность, отоларинголог определяет состояние органов слуха, гортани, выявляет вероятные патологии. Дополнительное тестирование у ортодонта помогает локализовать проблемы с развитием прикуса (у детей), формированием челюстей и зубов.

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно, могут быть следствиями различных заболеваний.

Необходимо как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, отоларингологу) для полного обследования.

В случае органических повреждений мозга внешние симптомы могут быть слабо выражены, только детальное изучение томограмм, электроэнцефалограмм, МРТ, а также анализов крови позволит поставить точный диагноз.

Способы лечения нарушений речи в домашних условиях

Терапию допустимо проводить и в домашней обстановке – нет ничего сложного в логопедической гимнастике, приемы которой покажет врач. Как для детей, так и для взрослых с нарушением речи характерно стремление к замкнутости, изоляции.

Первый шаг на пути к победе – полноценное общение, создание у пациента (особенно маленького) ощущения, что он не является изгоем, повышение его самооценки.

Меньше газет, телевизора и мультимедийных развлечений, больше – обычных человеческих разговоров.

Психологически важно при нарушениях в построении предложения с косвенной речью не одергивать говорящего, не делать ему замечания, а пытаться понять, терпеливо выслушивать то, что он пытается сказать.

Дополнительные рекомендации врачей и полезные советы для борьбы с нарушениями речи

Современный человек чаще проводит время в интерактивной среде, заменяя нормальное общение суррогатным.

Это негативно сказывается на его речевых навыках, манере поведения, мозговой деятельности, культурном уровне и на формировании личности в целом.

Особенно опасны такие тенденции у детей: малыши с детства привыкают к многочасовому сидению у компьютера или телевизора, что ухудшает зрение и осанку, приводит к гиподинамии, набору лишнего веса.

Другие причины, например, нарушение акцентологических норм в речи близких не должны оказывать существенного влияния, если ребенок много читает, постоянно пополняет свой словарный запас и полноценно общается со сверстниками.

Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика

Нарушение речи

Нарушение речи — это распространенное на сегодняшний день явление среди детей и взрослых. В любых своих проявлениях оно осложняет жизнь человека, создавая трудности от психологического дискомфорта при общении до серьезных ограничений в социальной адаптации.

Какие речевые нарушения встречаются у детей и взрослых, причины и условия их возникновения, методы коррекции и предупреждение — об этом и поговорим.

Но сначала дадим определение этому явлению.

Что такое нарушение речи

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Современная классификация речевых нарушений

Различают две типологии речевых нарушений, построенных по разным признакам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Согласно клинико-педагогической классификации речевые нарушения группируются по характеру их проявления, по причине возникновения, а также подразделяются для устной речи и письменной.

Краткая характеристика их основных видов приведена в таблице:

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация построена для организации действенной работы по коррекции дефектов речи.

Ее основными звеньями являются:

  • ОНР — так называется в специальной психологии общее недоразвитие речи — ее расстройство при полноценном слухе и интеллекте
  • ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и умственных способностях
  • нарушенная коммуникация — заикание

При патологиях речевой деятельности, слуха и нарушенном интеллекте имеет место «системное недоразвитие речи», сопровождающее такие заболевания как ДЦП, синдром Дауна и др.

Расстройства речи, как результат сбоя в работе организма в целом, являются предметом изучения и воздействия не только в логопедии, но и в психологии, неврологии, хирургии.

Каковы же причины, по которым нарушается слаженная деятельность организма и возникают речевые патологии?

Причины и виды расстройств речи

Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.

Среди них:

  • внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
  • травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
  • генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
  • серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
  • неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
  • врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.

Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.

Речевые нарушения бывают двух видов:

  • органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
  • функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.

Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс.

Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.

Лечение и коррекция речевых нарушений

Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.

Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.

Это:

  • упражнения ые, дыхательные, артикуляционные, речевые, для развития крупной и мелкой моторики;
  • использование наглядных средств, таких как картинки, иллюстрации, рисунки, кинофильмы, аудиозаписи;
  • словесное воздействие — чтение, беседа;
  • логопедический массаж;
  • творческие занятия — песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия.

Расстройства речи не лучшим образом сказываются на состоянии других психических функций. Дети с речевой патологией, особенно в тяжелой ее форме, отличаются невнимательностью, неуклюжестью, неповоротливостью. Они обидчивы, не уверены в себе, избегают общения, агрессивны и остро нуждаются в помощи и заботе.

Как предупредить возникновение подобных нарушений в работе детского организма?

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

  1. Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
  2. Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
  3. С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
  5. Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
  6. Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
  7. Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке. Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
  8. Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома. Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Давайте постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать проблем с речью у наших детей.

Ответы на вопросы

А вот несколько вопросов с ответами на них по теме нарушения речи у детей:

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика Ссылка на основную публикацию

Совет медика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: