Ребенок боится людей
С некоторых пор ребенок боится людей. Не только чужих людей, но и близких родственников — бабушку, например. Иногда дело доходит до истерики, и пока посторонний человек не отойдет на приличное расстояние, малыш не успокаивается.
Это выматывает, даже не можем сходить в гости — начинает волноваться и нервничать перед чужой дверью. Думаю, не стоит говорить о том, что происходит дальше. Только дома успокаивается.
Как помочь ребенку избавиться от страха? Разберемся с помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Особенные люди
Не у всех детей проявляются страхи различного типа — такие, как боязнь людей, темноты, поход к врачу. Их ни много ни мало около 5%. Это обладатели зрительного вектора. Они по-особенному видят мир — не только цвета, но их многочисленные оттенки.
Такой ребенок очень чувствителен, его эмоциональность на порядок выше, чем у других детей. Он живет эмоциями, ощущает мир посредством эмоций. Он способен создавать эмоциональные связи не только с близкими, но и с животными, и даже с неодушевленными предметами.
Особенно у детей очень частая смена эмоций — от смеха до плача в доли секунды. Проявление эмоций идет мощнее и острее, чем у других, поэтому истерики без причины наблюдаешь часто.
Зрительный ребенок любознателен, ему интересно все вокруг, рассматривает своими очаровательными глазками. Любит, когда на него обращают внимание. И впечатлителен, отсюда и его желание все преувеличивать. «Раздувать из мухи слона» — выражение как нельзя лучше подходит под это описание.
Откуда возникает страх у детей
Будучи взрослым, он способен чувствовать настроение других, сочувствовать и поддерживать тех, кто в этом нуждается — при условии развитости свойств зрительного вектора. Когда он еще маленький, такие свойства, как сострадание, любовь, сопереживание еще только развиваются.
Корень этих свойств — страх смерти — первая эмоция, которую испытал человек для выживания. Времена уже не те, но свойства остались. Зрительный ребенок пугается так, как будто это угрожает его жизни, он чувствует себя беззащитным.
Для взрослого: «Я очень боюсь, там кто-то есть» — просто слова. Но у ребенка возникает реальное ощущение, что там действительно кто-то есть и этот кто-то угрожает ему. Будучи еще маленьким, малыш просит защиты у самого близкого человека — мамы.
На страхах зрительный ребенок может раскачиваться эмоционально, при этом увеличивая этот страх. Если при каком-то действии ребенок слышит смех, подтрунивание, например: «Ну, чего ты боишься» — вместо создания эмоциональной связи возникает страх. А ведь именно создание эмоциональных связей ему необходимо, чтобы развиваться, открыться миру, научиться любить и быть любимым.
Проявление страхов у ребенка — сигнал, что с ними нужно работать. Для зрительного ребенка страхи губительны, они мешают его развитию и, что более важно, могут остаться фобией на всю жизнь. Помочь ребенку преодолеть его страхи может только понимающий их природу родитель.
Что делать, когда ребенок боится?
- Проверьте литературу, которую читаете ребенку. Зрительному ребенку противопоказано читать сказки, рассказы или истории связанные с поеданием кого-либо. Даже, казалось бы, безобидная сказка о Колобке может ввести ребенка в состояние страха. Уже говорилось о его впечатлительности и воображении, что ребенок переводит все в зрительный ряд. Возможно, вместо Колобка он представляет себя. Для него это реальный ужас.
- При любых детских страхах нужно срочно начать развивать природные свойства ребенка. Это делается через сочувствие, сопереживание, любовь и сострадание к другому. Чувственное развитие идет через чтение сострадательной детской литературы, где ребенок начинает проявлять эмоции наружу, то есть проецирует их на другого человека — возникает сочувствие, когда плохо другому, даже со слезами. Читая, ребенок проходит через трудности вместе с героями. К тому же он получает жизненный навык, ведь мысленно он будет примерять эти ситуации на себя, и в будущем это поможет ему быстрее войти в социум. На помощь также приходят мелодичные песни, музыка, добрые сказки, благодаря которым он развивает чувство доброты, смелости, честности. Он стремится быть, как герои.
- Зрительный ребенок очень чувствителен к запахам. Если в его окружении находится человек с сильно пахнущим парфюмом, это может привести его в волнение или в нервное состояние. Он может начать капризничать.
- Зрительный ребенок вообще очень чувствителен к окружающему миру. Постарайтесь оградить его от сцен насилия. Даже, казалось бы, обычный разговор на повышенных тонах приводит к страху — ребенок будет бояться подходить к вам. Если ребенок случайно увидел жестокое обращение на улице с человеком или животным, немедленно уходите. Эта сцена может запечатлеться в его голове.
- Ребенок из-за врожденного страха смерти боится всего связанного со смертью, даже не осознавая это. Постарайтесь отсрочить момент его знакомства с ситуацией, где присутствует смерть. Похороны, трупы, даже запах могут отложиться в памяти и со стопроцентной гарантией уже во взрослой жизни проявиться, как фобия или очень сильный страх перед чем-то.
- Постарайтесь не заводить домашних животных. Просьба о животном может означать, что ребенку не хватает маминого внимания. Конечно, заботясь о питомце, он учится ухаживать за живым существом, но в то же время он создает эмоциональную связь с животным, а это идет в ущерб связям с окружающими людьми. В его мировоззрении это близкий друг, нет различия — животное или человек. Животные не живут долго, они умирают, а ребенок получает психологическую травму в раннем возрасте, проходя через смерть близкого друга. И возможно ребенка даже придется вести к психологу. Лучший совет, связанный с животными — сходить туда, где ребенок может получить прямой контакт с ними без вреда для его психики, например, контактный зоопарк. Даже такое простое занятие, как кормление уток или голубей, уже дает ребенку представление о животном мире.
Ребенок боится людей или темноты — выход один
Воспитание ребенка сопровождается множеством проблем. Родители стараются дать ребенку лучшее, путевку в жизнь. Зрительный ребенок, если знать его особенности и свойства, растет жизнерадостным, с удовольствием познает мир и не испытывает страхов. Очень важно дать развиться его свойствам, и в будущем он вам ответит любовью, радостью и добротой.
Ребенок может обладать и другими векторами, помимо зрительного. И для каждого из них нужен разный подход из-за различных особенностей и свойств.
Например, если у ребенка есть анальный вектор, то он может проявлять стеснительность в общении с незнакомыми людьми.
От природы нерешительный, он нуждается в одобрении и поддержке мамы, поэтому ваша правильная реакция особенно важна в такие моменты.
«…Сегодня ребенок пошел в садик и поделил пищу с детьми. Что мы делаем, когда не хотим, чтобы нас покусала собака? Родилась такая аллегория — правильно, даем есть. И я почувствовала, что страх у него пропал и появилось чувство З и Б в садике, и даже согласился завтра остаться спать в садике. Ура!..»
Евгения К., медсестра, Таллин, Эстония
«…Развитие сына теперь более понятно, его зрительные страхи лечим общением с лошадями, выискиваю фильмы и мульты, где возникает сострадание (над советской Красной Шапочкой с Поплавской — плачет). Перестала повышать на него голос…»
Елена Н., Тверь
«…Родители, во главе с мамой, вели каждодневную работу по выведению ребенка из страха за себя наружу. Мы сопереживали вместе всем и вся: любимому коричневому мишке, который у нас падал и болел; лошадке, которая потеряла глаз. Мы поливали засохшие в подъезде кактусы.
Мы реанимировали снеговиков, которым уличные детки ломали уши, носы и хвосты. Мы поднимали варежки-потеряшки и развешивали их на кустиках, чтобы девочки и мальчики нашли свои теплые вещи и не морозили ручки.
Мы смотрели мультик, как девочка спасает дельфина, и раз тысячу переживали замерзшей девочке со спичками.
В домашней среде девочка достаточно быстро ушла от нескольких своих страхов и уходит от оставшихся. Я радуюсь ее — нашим общим результатам. Она сегодня вечером снова сказала, что хочет в детский сад к деткам, что ей там не страшно, что она хочет подарить деткам на 8-е марта цветы…»
Наталья К., менеджер-экономист Санкт-Петербург
Научиться определять многие черты и особенности своего ребенка, а значит, понимать, как ему помочь, вы можете уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь сейчас.
Автор Татьяна Орр
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Поделитесь этим с другими:
Детские страхи и их коррекция. Откуда берутся детские страхи и как помочь ребенку их победить
Если коррекции детских страхов не уделить должного родительского внимания, этот «кошмар» может вырасти вместе с ребенком и в итоге увеличиться до размеров опасной взрослой фобии…
Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».
Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:
- Нулевые страхи.
- Реальные (иначе говоря — рациональные, логически объяснимые страхи).
- Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).
Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.
Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально.
А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности — вот это должно родительское сердце насторожить.
Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.
Но страх страху — рознь. Расскажем о них подробнее!
Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных).
Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п.
Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание.
Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.
Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально.
Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно.
Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.
А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.
Более того — зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.
К иррациональным детских страхам также относят и боязнь всевозможных выдуманных существ: все «бабайки», «серые волчки», «злые милиционеры», все монстры и сказочные персонажи – это все герои именно иррациональных детских страхов.
Дальше речь пойдет уже конкретно об иррациональном детском страхе – ведь именно он всегда кажется родителям таким странным, нелепым, и «ерундовским», хотя на самом деле он заслуживает огромного родительского внимания, терпения и участия.
А иногда — и серьезной помощи психолога.
Чего бояться дети чаще всего и откуда берутся эти детские страхи
К пятерке наиболее распространенных иррациональных детских страхов психологи относят:
- Страх темноты
- Страх оставаться в одиночестве (или просто «без мамы»)
- Боязнь собак
- Боязнь выдуманных существ
- Боязнь насекомых и мелких грызунов
Очевидно, что найти простое и логичное объяснение для иррационального детского страха невозможно – его не существует.
Дети панически боятся выдуманных монстров, безобидных мышей или остаться на 3 минуты одному в комнате совсем не потому, что на них в реальности нападали монстры в компании полчища грызунов или однажды, пока мамы не было в комнате, этого ребенка кто-то украл или сильно обидел. Отнюдь!
В подавляющем большинстве случаев за детским иррациональным страхом скрыта другая эмоция – очень для ребенка важная, но по каким-то причинам не реализованная.
Дефицит какой-либо эмоции (например, от нехватки родительского внимания, любви, защиты, заботы, поддержки, а иногда – и из-за не «высказанной» злости и агрессии) детская психика нередко трансформирует в иррациональный страх – именно с его помощью ребенок и пытается дополучить нужные ему родительскую любовь, сочувствие, внимание, защиту и т.д.
В этом случае «лицо» страха (то, чего конкретно боится ребенок — монстров, или пауков, или привидений) играет уже второстепенную роль. Гораздо важнее разобраться в том, какой именно эмоциональный дефицит испытывает ребенок.
Второй же распространенной причиной возникновения детских страхов являются… сами родители. Вспомните, как часто вы грозите своему ребенку – злобным дядей полицейским в случае непослушания, серым волком и Бабой Ягой, «собакой-кусакой» и т.п.
У детей, даже у маленьких, чрезвычайно хорошо развито воображение – вы оглянуться не успеете, а малыш уже сам себе в деталях дорисовал все «ужасы» того или иного персонажа, которым вы его пугаете.
Это для вас Баба Яга – вымышленная нелепая старушенция из сказки, а для ребенка она вполне может стать реально существующим объектом, от которого исходит прямая угроза. Вот малыш и начинает ее бояться…
Как помочь ребенку «победить» его детский страх
Самое главное, что должны для себя уяснить родители – детские страхи нельзя игнорировать, над ними нельзя смеяться и подшучивать, а также нельзя провоцировать ребенка «победить» свой страх каким-то «геройским» поступком.
Иными словами, если ваш ребенок панически боится воды и наотрез, со слезами на глазах, отказывается идти с вами купаться в море, категорически неправильно брать его на руки и со словами «не будь трусом!» затаскивать его в воду против его воли.
Таким «макаром» детский страх нельзя нейтрализовать, а можно только усилить и укрепить.
Точно также нельзя реагировать на монстров, «барабашек» или приведений, на которых вам жалуется малыш, словами: «Какая ерунда! Да их не существует! Ну ты же умный мальчик, и хватит выдумывать чепуху…».
Пытаться переубедить ребенка, приводя ему в качестве аргументов реальные факты, тоже малоэффективно.
Говоря «Это глупо! Такие маленькие пауки не могут съесть человека», вы попросту зря тратите время – на то он и иррациональный страх, что против него любая очевидная правда жизни совершенно бессильна. Так что же делать? Как помочь ребенку избавиться от его детского страха?
На самом деле существуют довольно простые, но при этом (вы не поверите!) весьма мощные механизмы «работы» с детскими страхами. Вот некоторые из них:
- Подробно поговорите с ребенком о его страхе. Важно, чтобы при этой беседе вы оба были в спокойном и приятном расположении духа. Ведь одно дело разговаривать с малышом, сидя в автобусе (где вы спешите, отвлекаетесь, и где вас окружают чужие люди – все это создает стрессовый фон для подобного разговора)… И совсем другое дело «по-дружески поболтать» с ребенком на собственной кухне, когда вы оба никуда не торопитесь, а просто сидите и с наслаждением пьете чай с кусочком торта… Во время разговора обязательно проявляйте участие, искренний интерес и сочувствие. Выражайте поддержку своему ребенку, в том числе и тактильно – погладьте по спинке, обнимите и т.п.
- Предложите ребенку нарисовать свой страх. И пока он рисует – продолжайте с ним разговаривать. Задавайте вопросы, подавайте карандаши – одним словом, активно участвуйте и помогайте. Вы удивитесь, какой «терапевтической» силой обладает обыкновенное человеческое общение, рисование и сочуствие.
Вы удивитесь, как быстро будет «уменьшаться» детский страх в то время, пока вы с теплотой и участием будете его обсуждать вместе с ребенком, а также рисовать. Старайтесь привнести в это занятие позитивные «ноты» и максимальное душевное участие…
- Обязательно расспросите ребенка о том, что делает его страх. Поговорите именно о действиях. Это очень важный момент! Как правило, он может подсказать наблюдательному и любящему родителю, какой именно эмоциональный дефицит скрывается за детским страхом. Например, вы уже выяснили в разговоре с малышом, какой недобрый и неприглядный монстр живет у него под кроватью, и даже помогли ребенку его нарисовать, а теперь выясните – что именно это подкроватное чудище делает? Чего именно боится малыш? Что его схватят и утащат в подземелье и он больше никогда не увидит маму? (Вполне вероятно, в этом случае ребенок нуждается во внимании и в общении со стороны своих родителей). Монстр хочет откусить его ногу или руку, или даже съесть его целиком? (Здесь, вполне возможно, спряталась не выраженная агрессия или злость. Постройте вместе с ребенком снежную крепость, а потом вместе же ее и разрушьте – со смехом и улюлюканьем, от души! Или возьмите ворох старых газет и журналов и попросите ребенка помочь вам их порвать на мелкие кусочки… И тому подобное. Такие сенсорные способы «скинуть» подавленную агрессию очень эффективны в борьбе именно с «кровожадными» детскими страхами).
- Наконец, самая веселая «терапия» против детских страхов – придумайте способ поиграть в него вместе с ребенком! При этом очень важно время от времени меняться с ребенком ролями. Старайтесь как можно «ближе к тексту» проигрывать те действия, которые вы обсудили с ребенком в пункте 3. Например, ваш малыш боится до жути, что в полумраке комнаты на него из шкафа выскочит и набросится немыслимых размеров паук. Проще простого! Сперва вы изображайте паука, весело выскакивая из шкафа с вешалками подмышкой и «страшным» «р-р-р-р», затем отдайте эту роль вашему ребенку – пусть он сам побудет своим же страхом, своим же монстром. Такие игры очень хороши в работе с детскими страхами, героями которых являются вымышленные существа – изображать их так весело!
Играя вместе с малышом в его детские страхи, вы помогаете ему не только избавиться от них, но и восполняете дефицит общения со своим ребенком.
- В случаях, когда ребенок боится темноты или одиночества, никогда не стремитесь «приучить» его к этим вещам. Так вы можете сделать детский страх еще более острым и глубоким. Наоборот – проявите всю ту родительскую любовь, ласку и поддержку, на которую только способны. Позаботьтесь о своем ребенке! Он боится засыпать один? – Посидите рядом и почитайте добрую сказку. Он не может быть в темноте? – Поставьте в детскую симпатичный ночник с мягким светом и пусть он горит, пока малыш не уснет. В подобных ситуациях страх трудно «обыграть», но зато его можно перерасти. В возрасте 2-3 лет дети часто боятся темноты или оставаться «без мамы», но уже в 4-5 лет эти же дети, благодаря своим любящим и терпеливым родителям сами гасят свет, ложась спать, и без слез отпускают маму на работу по утрам….
Вряд ли вы встретите ребенка, который бы ничего не боялся: «без звука» засыпал в темной комнате в полном одиночестве, не выдумывал страшных «кровожадных» историй про вампиров в шкафу и не опасался бы пауков под кроватью и т.п.
Детям свойственно испытывать страх ничуть не меньше взрослых.
Правда, зачастую под «маской» детского страха скрывается отчаянный призыв о помощи — ребенок пытается дать вам знать, что ему не хватает любви, защиты, родительского внимания и тепла…
Ни один адекватный и любящий родитель не проигнорирует этот призыв. А что с ним делать — мы вам уже рассказали. Если же вам понадобятся более подробные и специфические инструкции — никогда не стесняйтесь обратиться за помощью к детским психологам.
26 февраля 2018 · Полина Сошка · Getty Images
Что делать если ребенок боится других детей? советы психолога
У некоторых родителей актуальным становится вопрос взаимоотношения сына или дочери со сверстниками. Это касается ситуаций, когда ребенок боится других детей, не идет на контакт, а в некоторых случаях кардинально меняет свое поведение.
Если такая ситуация наблюдается постоянно, то уже необходимо принимать специальные меры. Они могут быть разными, все зависит от общего психологического состояния дошкольника или подростка, возраста.
В большинстве случаев родителям удается самостоятельно адаптировать ребенка к нормальному общению, но иногда приходится обращаться и к специалисту.
Как определить, что ребенок боится детей?
Изначально нужно определить, действительно ли есть проблемы с общением или родители предъявляют завышенные требования к чаду, например, сравнивая с собой. Такие случаи часто отмечаются психологами, когда некоторую работу нужно проводить со взрослыми, чтобы они пересмотрели свое отношение к ситуации.
Взрослые должны понимать, что все не могут быть «душой компанией», быстро идти на контакт, мгновенно преодолевать стеснение и адаптироваться к новым условиям. Многое зависит от темперамента ребенка, характера, эмоционального состояния, возможных переживаний, общего воспитания.
Признаки развития проблем
Если рассматривать поведенческие особенности ребенка, свидетельствующие о проблемах при общении с другими детьми, о развитии страха, то выделяют следующие:
- По внешним признакам заметно беспокойство, например, расширяются зрачки, могут наблюдаться непроизвольные движения, подергивания конечностей, мышц лица, возможно проявление нервного тика. Некоторые детки начинают дрожать, бледнеют, потеют, грызут ногти, берут в рот пальцы, какие-то предметы.
- Ребенок стремится спрятаться. Он может прятаться за родителей, а иногда просто укрываться ото всех, например, залезать под кровать или затаиваться в местах, где его никто не видит.
- Эмоциональные изменения. Это касается истерик, плача, проявления агрессивности или чрезмерной замкнутости, когда практически прекращается контакт с близкими.
Страх перед другими детьми проявляется в отказе общения, а если связь и происходит, ребенок веет себя неестественно, заметно его психологическое напряжение.
Как помочь ребенку побороть страх?
Чтобы эффективно побороть страх, нужно понять с чем именно он связан. По каким причинам другие дети вызывают негативные эмоции.
Сделать это можно практическим путем, проанализировав последние события, что актуально, если ранее страха не было, отрицательная реакция перед людьми, сверстниками не наблюдалась.
Особого внимание нужно уделять малышам, которые практически с младенчества опасаются общения с детьми.
Для каждого ребенка нужно выбирать свои методы борьбы со страхом перед детьми и за основу можно взять следующие советы психологов:
- Показать, что в общении с детьми много плюсов. Для этого можно рассказать, как много интересных игр, в которых должно быть несколько участников, с ребятами можно поделиться своим опытом, вместе веселее и увлекательней заниматься строительством и так далее. Более взрослому сыну или дочке можно рассказать о своем опыте общения со сверстниками, о лучших друзьях, запоминающихся событиях.
- Развивать уверенность, бороться со стеснительностью. Иногда именно из-за неуверенности и застенчивости дети боятся контактировать друг с другом. Исправить ситуации вполне могут родители, убедив свое чадо, что он на многое способен, его действия не станут поводом для насмешек, с ним будет интересно общаться, обязательно найдутся ребята, желающие с ним дружить. Важно развивать уверенность правильно, не навязчиво, чтобы не усугубить ситуацию. Излишнее упорство и внушение ребенку, что он лучше всех также может навредить, все должно происходить в меру.
- Проработать последствия негативного опыта. Часто именно из-за неприятных ситуаций для ребенка он впоследствии отказывается идти на контакт. В памяти эти события нужно убрать или показать их незначительность. Если они не связаны с серьезными моральными или физическими травмами, то можно их представить в юмористической форме. Полезным будет и разъяснение, что в жизни есть много и добрых, приветливых людей, с которыми интересно, они могут помочь и поддержать, а плохих совсем мало. Такой вариант подойдет, если сына или дочь обидели, напугали, избили.
- Собственный пример. У детей родители являются примером для подражания, поэтому многие поведенческие особенности дошкольника или подростка можно подкорректировать именно собственным примером. Это уверенность в общении, уважение к оппоненту, доброжелательность, отсутствие напряжения. Можно специально брать с собой чадо на дружеские встречи, после них рассказывать, как было интересно проведено время. Хорошо, если у родителей есть знакомые, к которым можно сходить в гости или они приходят в семью.
- Создать спокойную домашнюю обстановку. Детские страхи могут формироваться из-за взаимоотношений в семье. Даже незначительные ссоры между папой или мамой, которым взрослые могут и не придавать значения, для ребенка могут стать причиной боязни общения, высказывания, отстаивания своей точки зрения. Родителям нужно обратить внимание на свое общение, если, все же, случаются конфликтные ситуации, мальчик или девочка присутствует при них, то нужно объяснять происходящее, минуя негативные моменты.
- Похвала, поощрение. Речь идет о компенсировании похвалы, если ее недостаточно, но не нужно путать эту рекомендацию с чрезмерным постоянным восхищением всего сделанного. Если ребенок чувствует, что его поступки правильные, взрослые положительно их оценивают, то он будет уверенней чувствовать себя и в окружении других людей, в том числе сверстников.
- Поддержка. Ощущение, что в любой ситуации тебя поймут и поддержат важно для взрослых, а особенно для детей и возраст не имеет значения. Это чувство должны привить родители своим отношением ко всему происходящему с сыном или с дочерью. Неверные поступки должны аккуратно корректироваться. Жесткие осуждения, серьезное физическое наказание, тем более, если уже есть поведенческие проблемы, должны быть исключены. Есть альтернативные способы наказания, которые не кардинально не отражаются на психики, а именно ее не травмируют.
- Развитие самостоятельности. Гиперопека родителей нередко приводит к психологическим проблемам, а также к затруднениям относительно адаптации детей к новым условиям, развития коммуникативных навыков. Именно недостаточная самостоятельность может спровоцировать страхи перед другими детьми. Взрослым нужно соизмерять свою заботу в соответствии с возрастом, постепенно расширять границы дозволенного, обучая и направляя малыша или дошкольника. Вполне вероятно, что страх появляется просто потому, что ребенок не знает, чем с этими детьми заняться, например, потому что на качелях кататься нельзя, в песочнице грязно, а с карусели можно упасть.
- Исключение обстоятельств, при которых появляется страх другой формы. Это могут быть фильмы ужасов, пуганее вымышленными персонажами, выключение света, оставление малыша одного и так далее.
- Посещение специальных школ. Можно подобрать специальную школу развития, где с ребятами работают педагоги, помогают общаться между собой, справляться с проблемами и в целом адаптируют дошкольников к социуму.
Достигнуть положительного эффекта будет проще, если распознать причину страха, что именно пугает ребенка при общении с другими детьми. Это узнать не всегда получается, напрямую об этом сообщит не каждый.
Тогда можно попробовать получить информацию наводящими вопросами, в процессе игры, на основе рисунков.
Если ситуация критичная, отмечается чрезмерная замкнутость или агрессивность, наступают панические атаки и другие признаки неестественного поведения, то нужно обращаться к специалисту.
Что нельзя делать, если ребенок боится других детей?
Некоторые родители допускают серьезные ошибки, пытаясь побороть детские страхи. В результате они не только не достигают желаемого эффекта, а усугубляют ситуацию, у ребенка могут появиться дополнительные проблемы, в том числе неврологического, психического типа.
Если рассматривать наиболее распространенные ошибки родителей, то выделяют следующие:
- Навязывание общение. Даже у малыша могут быть антипатии, кто-то из детей может просто не нравится крохе, но мама или папа начинают настаивать на дружбе, играх.
- Акцентирование внимание на проблеме. Не нужно постоянно напоминать, обсуждать поведение ребенка, усиленно подчеркивать наличие страхов перед детьми, при тех или иных обстоятельствах. Особенно это касается рассмотрения ситуации при чужих людях, нарекания относительно поведения в общественных местах.
- Не нужно придумывать прозвища, однозначно утверждать наличие какой-то черты характера. Это касается тех случаев, когда мальчика или девочку постоянно называют трусом, тихоней и так далее.
- Сравнения. Сыну или дочери не нужно говорить о том, что другой мальчик или девочка в чем-то лучше, что вот им родители гордятся, а у нас так не получается.
- Наказание. Категорически запрещено наказывать за нежелание общаться с другими детьми.
Если собственными силами справится со страхами не получается, ребенок не меняет свое отношение к другим детям или ситуация ухудшается, маленький человек замыкается в себе или проявляет другое неестественное поведение, то не нужно откладывать посещение психолога. Чем раньше будут приняты адекватные меры, тем проще предупредить более серьезные проблемы.
РЕБЕНОК БОИТСЯ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ
Статья обновлена: 13.02.2019
Что делать, если ребёнок начал бояться чужих людей?
Большинство семей сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок начинает испытывать страх к окружающим людям. Многие родители сильно переживают по этому поводу, сомневаются в том, нормально ли это, не знают, как правильно действовать, чтобы и психике ребёнка не навредить, и лучше адаптировать его к жизни в обществе.
Некоторым даже знакомо чувство неудобства, ведь «в немилость» малыша могут попасть и близкие родственники, в том числе бабушки и дедушки. Давайте разберёмся в том, почему ребёнок боится чужих людей и как с этим справиться.
В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?
Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.
- После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих». Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;
Что меняется в развитии ребенка в этом возрасте, узнайте из статьи Что должен уметь ребенок в 7 месяцев?>>>
- У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;
- После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.
Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.
Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.
Почему у ребёнка возникает страх чужих людей?
- Младенец привык быть с мамой, ощущать её тепло. При появлении постороннего человека у него, на подсознательном уровне, возникает страх её потерять. Ребёнку кажется, что незнакомец может причинить ему вред;
- Вероятнее всего, это выступает проявлением инстинкта самосохранения.
Чем больше выражена непохожесть поведения и внешнего вида «чужого» на маму, тем сильнее обычно боязнь. По этой причине малыши чаще испытывают страх к мужчинам, чем к женщинам;
- Когда ребёнок редко видит кого-то из родственников или посторонних людей, то может сильнее их бояться.
Если в первые полгода своей жизни малыш часто взаимодействует с кем-то, кроме родителей, то обычно привыкает к нему и впоследствии не испытывает страх.
А может начать пугаться даже отца, если он много времени проводит в командировках и мало общается с малышом;
- На ребёнка также мог повлиять негативный прошлый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, если ему причинили боль или психологический дискомфорт;
- Усиливает страх и пережитое малышом длительное расставание с мамой, например, при её болезни или вынужденном отъезде.
- Существует также мнение, что страх по отношению к незнакомцам выступает проявлением реакции на новизну. Ребёнок учится узнавать людей, различать их черты (лица, голоса, поведение), исследует предметы, знакомится с миром. Сначала всё неизвестное (в том числе новые люди) пугает, потом — начинает вызывать интерес.
Поэтому нет ничего страшного в том, что ребёнок в 1 год боится чужих людей, это нормальный этап адаптации к обществу. Настораживать должен как раз тот факт, когда малыш не испытывает никакого страха перед незнакомцами и готов общаться со всеми.
Чего делать нельзя
- Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку.
Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом;
- Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству.
И вы должны продемонстрировать это;
- Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится.
А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.
Что делать, если ребёнок боится чужих людей?
- Самое важное правило – это терпение и умение ждать. Дайте ребенку время на то, чтобы он привык к новому человеку (пусть даже это близкий родственник), к его внешнему виду, голосу, поведению. При этом всегда будьте рядом с малышом, держите его на руках.
Так он легче и быстрее освоится и перестанет бояться;
- Расскажите малышу о своих детских страхах и о том, как вам удалось с ними справиться. Успешный пример родителей всегда вдохновляет детей;
- Демонстрируйте ребёнку своим поведением, что ему бояться нечего.
Но здесь стоит делать различие между человеком, к которому нужно чтобы ребенок привык (няня, бабушка, помощница по дому) или это посторонний человек, с которым ребенка ничего не связывает;
- Рассказывайте малышу о родственниках, знакомых (в их отсутствие), характеризуйте их с положительной стороны.
Вместе рассматривайте фотографии, называя по именам тех, с кем хотите подружить ребёнка. Можно даже превратить этот процесс в игру на узнавание различных людей и их характеристик, это поможет сделать «чужих» «своими»;
- Чаще проигрывайте с малышом ситуации знакомства, успешного взаимодействия и дружбы (на примере игрушек).
Например, как Мишка познакомился с Зайкой и они стали друзьями, или как Котёнок боялся других кошек и собак, но потом преодолел свой страх и подружился с ними;
Вариаций можно придумать много, всё зависит от вашей фантазии. Чем ярче будут разыграны ситуации, тем лучше. Обращайте внимание на положительные и отрицательные чувства персонажей, просите малыша изобразить их мимикой.
- Предупредите своих родственников и знакомых о том, что ребёнок может испугаться их и заплакать, попросите относиться к этому с пониманием. Скажите, что он сейчас почти всех, кроме мамы и папы, боится, нужно подождать, и малыш привыкнет;
- Не торопитесь отдавать ребёнка в детский сад. Важно плавно подготовить его к этому событию, чтобы адаптация прошла менее болезненно. В этом вам с успехом поможет материал семинара Я иду в детский сад. Легкая адаптация к садику!>>>
Если ребёнок в 2 года и старше боится чужих людей, то обычно это связано с недостатком взаимодействия с окружающими, в том числе, с другими детьми. Вероятно, круг его общения ограничивается семьёй: мамой, папой, бабушками, дедушками. Малышу сложно идти на контакт с посторонними, поскольку он не знает, как это правильно делать, или чересчур привязан к родителям.
Ребёнка в этом возрасте следует стимулировать к общению с другими детками. Необходимо чаще бывать на детских площадках, гулять в парках, ходить в гости к знакомым, приглашать к себе родственников и друзей, особенно тех, у кого тоже есть малыши. Посещайте культурно-массовые мероприятия, делитесь с ребёнком своими эмоциями от увиденного, учите и его выражать свои чувства.
Главные люди в жизни малыша – это родители. С ними он начинает взаимодействовать и проводит максимальное количество времени. Поэтому, чем комфортнее будет это общение и атмосфера в семье, чем больше внимания и заботы он получит в младенчестве, тем более доверительное отношение у него сложится к миру и к окружающим, и среди них не останется «чужих» людей. Всё в наших руках!