Самоповреждающее поведение подростков: инструкция для родителей | Психологический центр «ТОЧКА»
В подростковом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии и может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии.
Подростковый возраст – сложный период новых эмоциональных и поведенческих реакций, нетипичного, «иного» проявления личности подростка. Этот период знаковый и для родителей, так как происходит серьёзная трансформация отношений. Порой просто невозможно выстраивать диалог с ребёнком также как раньше.
Именно в этот период, в следствие гормональных изменений и появления чувства «взрослости», подросток реагирует на вмешательство в его жизнь взрослых как на оголённый электрический провод. Любое «не то слово» или «не те поступки» превращают родительско-детский альянс в плацдарм для боевых действий.
Причины самоповреждающего поведения подростков
К сожалению, в этом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии, может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии (т.е. понимания того, что чувствует другой человек). Как определить, есть ли у Вашего ребёнка признаки самоповреждающего поведения и что Вы можете сделать?
Признаки самоповреждающего поведения:
✔ 1. Вы находите на теле ребёнка порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, также могут быть обнаружены области без волос на коже головы.
Обратите внимание на повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот.
Обратите внимание, что искать нужно не только порезы – ожоги, синяки, области без волос на голове (или исчезновение ресниц на глазах) – такие же признаки самоповреждения.
✔ 2. Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы.
✔ 3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать.
✔ 4. Ребенок начинает проводить онлайн еще больше времени, чем обычно (подчеркну слово «ещё» – очевидно, что большинство подростков в принципе много времени проводит за монитором или со смартфоном).
В Интернете есть сообщества «по интересам», среди них – те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда.
Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков.
✔ 5. Обратите внимание на одежду, постельное белье ребёнка и его полотенца – иногда можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное желание подростка стирать всю свою одежду и белье исключительно самостоятельно.
✔ 6. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, дети с самоповреждениями стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно переодеваться.
✔ 7. Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения: бритвенные лезвия, ножи, пластыри и бинты. Какие-то их этих предметов могут найтись в школьном рюкзаке или в комнате ребенка.
✔8. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание.
Что делать родителю, подозревающему самоповреждающее поведение?
✔ 1. Сделайте паузу, вдохните-выдохните. Вам необходимо успокоиться и подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать. Ваше настроение необходимо взять под контроль, ведь в такой ситуации гамма переживаний едва ли приятная (грусть, злость, страх, вина).
Иногда первая реакция родителя – задавать ребёнку вопросы, однако это может быть расценено как нападение и ребёнок станет ещё более закрытым и замкнутым. Безусловно, следует обратиться к профессионалу, школьному или частному психологу, однако некоторые вещи Вы можете сделать и самостоятельно.
✔ 2. Еще раз дайте подростку понять, что Вы его любите (вне зависимости от конкретных фактов его поведения). Следует помнить, что дети причиняют себе вред, потому что испытывают множество трудных эмоций.
Вне зависимости от того, хотят ли они таким образом наказать себя, успокоить, или же просто заставить что-то почувствовать, их реальность очень тревожная и нестабильная.
В этом постоянном вихре эмоций им нужно убежище, где они могут чувствовать себя в безопасности.
Именно это должен обеспечить ребенку родитель. Не важно, можете ли Вы разрешить проблему подростка немедленно – важно, чтобы тот знал, что любим, и принимаем родителем, и что тот не стыдится, даже если ребенок ведет себя так, покрывая свое тело порезами и ожогами.
Благодаря этому возникает эмоциональную стабильность, которой так не хватает подростку.
✔3. Попытайтесь понять, какая причина стоит за причинением себе повреждений, потому что порезы и ожоги – всего лишь симптом. Причины есть всегда, но они могут быть очень разными – кто-то из подростков страдает от депрессивного или тревожного расстройства, кто-то стал жертвой школьной травли, кто-то начинает причинять себе вред из-за проблем с учителями или с самими родителями.
Важно, чтобы родитель помог подростку попробовать понять причины, по которым он вредит себе, только после этого можно начинать борьбу с ней.
✔ 4. Подростки, склонные к самоповреждениям, часто не готовы, не могут говорить на эту тему, при попытках взрослых начать разговор – отмалчиваются. Не стоит заставлять их в приказном тоне – это только усилит уже имеющиеся проблемы. Но можно подумать над альтернативными вариантами диалога. Вот несколько вариантов, которые пробовали другие родители:
А) Оставьте на столе в кухне блокнот, в котором ребенок может писать любые вещи, которые он хотел бы, чтобы родители знали. Писать всегда проще, чем говорить напрямую. Любой из родителей читает записи каждый день и находится в курсе происходящего, там же родитель может оставлять ответы на вопросы или писать свои комментарии;
Б) В комнате ребенка (или над его спальным местом) можно повесить маркерную доску, на которой ребенок может отмечать, например, звездочкой или черточкой, каждый день, когда он не причинял себе повреждений. За каждый же день, когда повреждения были нанесены, один знак ребенком стирается. Таким образом родитель остается в курсе происходящего и избегает при этом неловких разговоров с ребенком;
В) Можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично. В случае возможности договоренности со школьным психологом и сотрудничества родителей с ним в вопросах борьбы с самоповреждающим поведением ребенка это – хороший способ для психолога также быть в курсе состояния ребенка.
✔ 5. При наличии хорошо налаженных контактов со школой, сообщите о ситуации классному руководителю, социальному педагогу или школьному психологу, если он есть в школе.
Совместно родителю вместе с сотрудниками школы будет легче следить за поведением ребенка, к тому же, иногда школа идет на встречу родителям, и немного изменяет условия проведения, к примеру, устных ответов у доски, для ребенка, если они вызывают у него такой сильный стресс, что он причиняет вред своему телу.
✔ 6. Не пытайтесь заставить ребенка прекратить то, что он делает. Часто ребенок в таких ситуациях продолжает наносить себе повреждения, только не сообщает об этом родителю. Не всегда «изъятие» всех острых предметов из квартиры, например, включая столовые ножи, является хорошей идеей.
Иногда подростки, отчаявшись в такой ситуации, причиняют себе вред гораздо более травматичными способами, например, режут кожу осколками стекла. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, поговорите с ребенком о том, какого поведения он хотел бы от вас в этой ситуации.
Иногда дети сами предлагают убрать подальше все потенциально опасные предметы.
✔ 7. Предложите ребенку альтернативные варианты поведения. Есть много других вариантов, которые молодые люди могут пробовать, помимо причинения повреждений своему телу.
Кто-то справляется при помощи банального биться подушки, разрывания бумаги на мелкие клочки или более экзотичного сжимания в руках кубиков льда (да, это не очень приятно и очень чувствительно, потому является хорошей альтернативой для самопорезов).
Кто-то рисует красной ручкой на коже, кто-то носит на запястье резиновый браслет, который может с силой натянуть и отпустить в момент эмоционального напряжения.
✔ 8. Воспользуйтесь помощью профессионалов: детский психолог в поликлинике, центры помощи семье и детям, службы психологической помощи, консультации подросткового психолога и т.д. Психолог может всегда оказать поддержку родителю и предложить направления поведения в конкретной ситуации, даже если сам подросток отказывается идти на прием.
——————————————-—
Будем рады ответить на все вопросы, записать на психологическую консультацию и рассказать подробности!
Наш телефон не изменился:
☎ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 20.00
Зачем подростки причиняют себе боль. «Хочу себя порезать». Чего хотят подростки, причиняя себе боль
Совершенно верно. Заметила, как углубилась в эзотерику, что мои мысли о себе моментально стали отражаться на моем здоровье, на моем теле. Причём отсматривая энергетику, можно это ещё и на тонком плане увидеть. Так один раз за один час превратила своими «усилиями» свою энергетику в чёрное месиво просто. При этом никаких воздействий извне не было. Физически это выражалось будто вообще нет жизненных сил. Полутруп. Могла только лежать. Так что, практикам надо быть очень аккуратными и в отношении себя, и в отношении других. Потому что на тонком плане наши негативные мысли о другом человеке бьют и по нам, и по нему. Напишу пост скоро о том, как я это наблюдала.
Что сказать маме если она увидела порезы. Что делать, если вы увидели порезы на теле своего сына или дочери подростка?
Для начала, необходимо отметить, что самоповреждающееся поведение (или селфхарм) еще не значит, что ваш ребенок хочет или собирается покончить с собой, но это всегда признак того, что он страдает, и ему нужна помощь.
Причины страданий могут быть совершенно разные: внутренние переживания по поводу взаимоотношений с родителями, одноклассниками, возлюбленными, недовольство самим собой, изматывающее чувство вины или стыда, навязчивые мысли, депрессия или даже психическое заболевание.
Сами подростки часто говорят, что нанося вред себе, они как бы переводят душевную боль в физическую, тем самым облегчая ее.
Вопреки распространенному мнению, подростки практически никогда не режут себя для того, чтобы выделиться или кому-то подражать, для этого существуют гораздо менее болезненные способы, но даже если такое и случается, то это также говорит о наличии психологических проблем (согласитесь, что бы вы выбрали, чтобы стать похожим на своего кумира: сделать такую же прическу или аналогичный шрам на руке?).
Первая же реакция родителей, когда они видят порезы на теле сына или дочери, вполне естественна, это страх. Страх за жизнь любимого ребенка, непонимание того, что происходит, чувство вины. Этот страх часто проявляется в довольно эмоциональной или агрессивной форме: слезами, криками, угрозами.
Проблему это не решает совершенно, но вот подростка отдаляет и заставляет его лучше скрывать свое поведение.
И даже если вы возьмете с него тысячу обещаний, этого больше не делать, обговорите, почему это опасно и чем может в итоге закончиться, заберете все колюще-режущие предметы, это всё равно вряд ли что-то даст (вы даже не представляете, насколько дети могут быть изобретательны в нахождении способов, чем нанести себе увечье).
Что касается обещаний, то я не раз слышала в своей практике, как 14-15летний подросток говорил мне: «Я обещал(а) маме этого больше не делать. И я не хочу, потому что люблю ее. Но я не могу с собой справиться».
Что же родители все-таки могут сделать? Конечно, в первую очередь просто поговорить. Спокойно, без криков и истерик.
Лучше всего вообще начать издалека и узнать, о чем думает и переживает ваш ребенок, не акцентируя при этом внимание на порезах. Возможно, всё дело в несчастной любви, и вашему чаду просто надо выплакаться и выговориться. Возможно, его травят в школе, и тогда вы совместно можете выработать план дальнейших действий.
Нельзя исключать и то, что причина может быть в обстановке дома и во взаимоотношениях с вами, родителями, в таком случае всё зависит от глубины проблемы. Сказать наверняка, откроется ли вам ваш подросток или нет, нельзя, но ваша главная задача – донести до него то, что вы на его стороне, что бы ни случилось, и что вам можно доверять.
Часто детям сложно обсуждать собственные проблемы с родителями, им проще делать это с каким-то другим взрослым человеком. В таком случае, вы можете предложить сыну или дочери поговорить обо всем, что его волнует с психологом или психотерапевтом. В более серьезных случаях (если самоповреждающееся поведение связано с ментальным расстройством) может понадобиться помощь психиатра и медикаментозное лечение.
Ребенок сам себе причиняет боль. Обезболивание болью
Парадокс момента в том, что подростки, повреждая свое тело, переживают… младенческое чувство собственного всемогущества.
«Тело остается единственной реальностью, которая полностью принадлежит только им, — поясняет Инна Хамитова. — Повреждая его, они могут в любой момент остановиться.
Управляя своим телом таким диким (с точки зрения взрослых) образом, они чувствуют, что управляют и своей жизнью. И это примиряет их с действительностью».
И все же их пугающее поведение говорит о желании жить — справиться со страданием и вернуть себе душевное равновесие
Физическая боль всегда приглушает душевную, которую у них не получается контролировать, ведь нельзя заставить полюбить того, кого любишь сам, нельзя изменить родителей… Она может указывать и на пережитое насилие (психическое, физическое или сексуальное).
«Демонстрируя раны, которые подросток нанес себе сам, — считает социолог Давид ле Бретон, — он бессознательно привлекает внимание к тем, что не видны. Жестокость, которую дети проявляют в отношении себя, позволяет им не проявлять ее в отношении других. Она действует на манер кровопускания в стародавние времена: снимает чрезмерное внутреннее напряжение».
Они причиняют себе боль, чтобы больше не испытывать боли. Многие подростки рассказывают о чувстве облегчения, которое наступает после нанесения себе ран. Об этом пишет и 20-летняя Галина: «После порезов наступали моменты абсолютного счастья. Все мрачные чувства словно вытекали из меня вместе с кровью.
Я вытягивалась на кровати, и мне наконец становилось легче». Именно такое умиротворение влечет за собой риск попасть в зависимость: разрушать себя, чтобы чувствовать себя лучше. Оно основано на обезболивающем эффекте от действия эндорфинов — гормонов, которые вырабатываются в организме, чтобы заглушить боль.
Что делать если девушка режет руки. Девушка режет себе руки во время стресса и страдает перепадами настроения
Вопрос психологу:
Здравствуйте. Этот вопрос по поводу моей девушки. Мы встречаемся 4 месяца и я начал замечать некоторые «особенности» в её поведении.
1) Она временами режет себе руку и ногу. Порезы совсем неглубокие, скорее даже царапины до крови. Она объясняет это тем, что физическая боль помогает ей справиться с болью эмоциональной. Я воспринимаю это как своеобразное самоистязание.
2) У нее происходят перепады в настроении. Причем довольно резкие. Например, вчера мы провели вечер у меня. Все было спокойно-нейтрально, оба были уставшие после работы.
Ложимся спать, она начинает плакать, через 10 минут говорит, что не может здесь спать и уходит домой. Я спокойно спросил в чем дело, она отвечает, что сама не знает. Сегодня она за это поведение извиняется.
И подобное повторяется без каких-то видимых для меня причин. Она много раз признавалась, что ей трудно принимать решения и она постоянно мечется.
3) Мне стоит упомянуть еще один аспект, который связан с интимом. Она любит, когда с ней доминируют. Предпочитает довольно жесткий секс, нравится когда ей в процессе дают пощечины, хочет быть связанной и т.д.
Ей сейчас 26 лет, она из полной, самой обычной семьи среднего класса. Каким-либо истязаниям со стороны родителей или прошлых партнеров она не подвергалась. В детстве у нее были проблемы в общении со сверстниками, она просто не шла на контакт, но потом всё наладилось.
Друзей у нее сейчас пусть и не много, но они есть. Хотелось бы получить от Вас какую-либо профессиональную информацию на этот счет.
Я нацелен на долгосрочные отношения с ней, но мне хотелось бы понять, с чем могут быть связаны эти «особенности» и к чему они могут привести в дальнейшем. Спасибо!
Автор вопроса: Андрей Возраст: 29
На вопрос отвечает психолог Донская Евгения Викторовна
Здравствуйте, Андрей.
Спасибо за вопрос.
Психологи не ставят диагнозы, к тому же сложно судить только с ваших слов и заочно. Чтоб иметь представление о личности, нужно личное общение.
Но у вашей девушки есть определенные признаки в поведении (склонность к подчинению, переменчивость настроения, самоповреждения) , которые могут быть как нормой , так и какими-либо симптомами расстройств.
Поэтому я рекомендую обратиться либо к психиатру, либо к медицинскому психотерапевту (врач с психиатрическим образованием, но работающий психотерапией и медикаментозной поддержкой). Многие боятся обращаться за консультацией к таким специалистам, но в этом нет ничего страшно.
Можно обратиться за консультацией в частном порядке, тогда сохраняется конфиденциальность.
После этого уже можно говорить о том, что это и что можно ожидать.
В любом случае, я думаю, что психотерапия ей необходима, тогда это позволит выровнять ее эмоциональное состояние, поможет справляться с эмоциональной болью, со стрессами , потому что в кризисных ситуациях психика регрессирует. А у нее сейчас нет здоровых способов с ними справляться.
Селфхарм. Самоповреждения: 4 основные причины
Селфхарм (от англ. Self-harm – самоповреждение) — умышленное причинение повреждений собственному телу (порезы, ожоги, проколы и т.д.). Рана может выглядеть как попытка самоубийства, однако, в большинстве случаев, это не так. Данная проблема имеет гораздо большее распространение, чем можно себе представить.
Наиболее распространенный пример селфхарма – это порезы. Зачастую привычка резать себя берет свое начало в подростковые годы – в среднем, в возрасте 12-14 лет.
Исследования показали, что у 13-23% подростков имелись порезы или самоповреждения, нанесенные иными способами. Однако привычка наносить себе повреждения в юном возрасте может оставаться до конца жизни.
Таким образом, вне зависимости от восприятия и принятия, пирсинг или татуировка, которую сделал ваш ребенок, не будет расцениваться, как селфхарм.
Исключением являются те случаи, когда бодимодификация (тату, пирсинг, шрамирование) начинает принимать масштабные обороты. Однако порезы, ожоги, вырезание символов и слов на коже, болезненное выдёргивание волос или даже битьё головой о стену, несомненно, заслуживают большого внимания.
Селфхарм может быть следствием психических расстройств (шизофрения, депрессия) и пограничных состояний.
Однако стоит разделять самоповреждения, нанесённые себе в период острых психозов и других состояниях искаженного восприятия реальности, от самоповреждений, нанесённых себе относительно психически здоровым человеком. Чаще всего именно тревожные расстройства и неврозы становятся основным триггером к селхарму.
Так что же происходит с этими людьми? Что толкает их на то, чтобы причинять себе повреждения? Существует 4 основные причины:
Причина 1: «Я делаю себе больно, чтобы переключить внимание с эмоциональной боли на физическую»
Физическая боль от порезов не только заглушает негативные эмоции, но и создаёт временное ощущение спокойствия и облегчения. Эффект проявляется почти мгновенно. Люди, которые сами себя резали, описывают свои ощущения как освобождение от давления или побег.
Впоследствии мозг начинает связывать наступающее облегчение от эмоциональной травмы с порезами. Это создаёт довольно прочную связь и/или даже тягу, которой довольно трудно противостоять.
Частота повреждений также варьируется; некоторые делают это ежедневно, в то время как у других между эпизодами могут пройти недели, месяцы или даже годы.
У подростков, помимо основной причины, самоповреждения могут носить истерический демонстративный характер. Так происходит, если ребёнок недополучает внимания родителей. После нанесения травм он старается сразу же их продемонстрировать.
Причина 2: «Я чувствую себя виновным»
В 2014 году было проведено исследование, в котором студентов разделили на две группы. Первая группа состояла из тех, кто периодически наносит себе самоповреждения, вторая группа была контрольной и состояла из студентов без склонностей к повреждениям. Было дано задание: вести дневники своих эмоций в течение двух недель.
Результаты показали, что люди с самоповреждениями чувствовали себя неудовлетворенными гораздо чаще. Эта неудовлетворённость проявлялась как суровая самокритика и виновность: «Я не оправдываю ожидания других людей». Были случаи, когда они вырезали слова, отражающие критику, на собственной коже: «Жирный», «Тупой», «Неудачник».
К этой же причине относятся некоторые люди с диссоциальным расстройством личности (социопаты, психопаты) и священнослужители. Например, сидящие в тюрьмах преступники вставляют себе иголки под ногти или прижигают себя сигаретами.
Главенствующая идея подобного поведения – аутоагрессия и болезненное чувство вины за определённые поступки и даже собственное существование. Таким образом, они пытаются наказать себя, после чего опять же наступает временное облегчение.
У священнослужителей самоповреждения тесно связаны с религиозным аспектом, чувством греховности, желанием усмирить либидо, вытеснить сексуальную энергию.
Яркий пример «виновного поведения» показан в кинофильмах «Пианистка» (2001 г.) и «Код Да Винчи» (2006 г.).
Причина 3 «Я хочу почувствовать себя живым»
Люди с депрессией или глубокой эмоциональной травмой наносят себе повреждения для того, чтобы взять контроль над болью и почувствовать что-либо, кроме внутренней «пустоты».
Причина 4 «Альтернативный выход эмоциональной боли»
Дети, воспитанные в семьях, где грусть, боль и разочарование не признаются и подлежат нападкам со стороны родственников, начинают верить в то, что чувствовать себя плохо — ненормально. И наиболее «приемлемый» способ почувствовать боль при недозволенности ощутить её эмоционально – нанести себе физические повреждения.
Почему подростки причиняют себе боль?
В возрасте от 13 до 17 лет дети целенаправленно режут или обжигают части тела. Таких подростков намного больше, чем утверждают специалисты. По мнению экспертов, дети так показывают свои переживания и требуют помощи от взрослых. Это сигнал о помощи, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Крик о помощи должен быть услышан.
«Мне 14 лет. После постоянных ссор и драк в школе я прихожу домой и перочинным ножом делаю порезы на своём теле. Если нет ножа, то я прокалываю кожу обычной ручкой. Это помогает обрести покой, один порез и уже легче. Боль убирает мой гнев и ярость. Только после того, как я порежу себя становится легко и хорошо. Я не могу без этого. Нормально ли это? Что со мной происходит?»
К нам поступают тревожные послания от разных людей. Очень часто нам пишут и родители таких детей:
«Дочке 15 лет. Недавно начала замечать небольшие ожоги на кисти руки. Говорить на эту тему она не хочет, так как думает, что я хочу ей навредить. При разговоре она начинает кричать и отказывается слушать. К психологу идти не хочет. Что делать и как в этой ситуации помочь своему ребёнку? Я боюсь, что всё, слишком далеко зайдет».
По статистике 38% детей подросткового возраста пытались оставить на теле следы от порезов, сигарет и других предметов. Узнав о том, что дети целенаправленно травмируют себя, близких охватывает ужас.
Они, стремясь помочь своему чаду, не знают за что браться, и как с этим бороться. Ведь, по сути, для жизни нет угрозы. Ребёнок сам делает себе больно без весомой причины.
Остаётся лишь один вопрос: «Зачем он это делает?»
Контакт со своим телом
В подростковом возрасте у детей начинает изменяться представление о внешнем мире. Всё вокруг них меняется. Кроме этого, их тело также начинает кардинально меняться. Резко увеличивается рост, появляется растительность на теле, у девочек формируется фигура.
Тембр голоса, взгляд, походка. Появляются эротические мысли и фантазии. У мальчиков возможна непроизвольная эрекция. У девочек начинают идти месячные. Они могут сопровождаться болям, депрессиями, сменой настроения.
Отношения в школе также очень сильно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
«Тело начинает жить своей жизнью, — утверждает психотерапевт Инна Хамитова. – Делать себе больно – это как способ ощутить своё тело. Тинейджеры будто показывают мимику и жесты человека во время страшного сна: ребёнок хочет проснуться и остановить всё, но для этого нужно уколоть или ущипнуть себя за что-то».
Пугающий мир
Спустя 37 лет Татьяна вспоминает свои года, когда травмирование своих бёдер было нормой: «В моей семье не принято жаловаться. Родители были против, если кто-либо о чем-то плакался. Мне не с кем было поговорить по душам.
Поэтому, когда меня что-то сильно мучило, я делала себе больно с помощью лезвия или ножа. Это приносило мне спокойствие. Став взрослой, я осознала, что этим я обманывала себя и своих родных.
Теперь я осознаю, почему мне так тяжело».
Некоторые люди, как и Татьяна, боятся или не могут рассказать, что творится на душе близким и родным. Они боятся непонимания и недоверия со стороны взрослых. Поэтому, чтобы снять эмоциональное напряжение, они делают себе больно. Намного легче переносить физические болевые ощущения, чем душевные.
«Так они пытаются справиться с переживаниями и проблемами, — утверждает психотерапевт Елена Вроно, — ведь довольно сложно довериться кому-то, если нет уверенности в себе и окружающих. Даже если на причинение боли есть другие причины, чаще всего тинейджеры считают именно так».
Все действия, связанные с травматизмом, не несут в себе желание покончить с собой. Дети, наоборот, таким жестом проявляют желание жить.
Обезболивание болью
Парадокс заключается в том, что делая себе больно, человек ощущает свое могущество и контроль над всем.
«Только тело полностью подвластно им, — рассказывает Инна Хамитова.- Именно подросток решает насколько можно повредить его. Управляя так своим телом, они чувствуют власть и могущество. Они осознают, что могут сами управлять жизнью. Это помогает подросткам смириться с реальностью».
Такое нестабильное и пугающее состояние говорит о том, что дети хотят жить. А такой способ помогает справиться с проблемами и достичь душевного равновесия. Порезав себя, человек приобретает спокойствие. Становится легче и окружающий мир не так сильно давит со всех сторон.
Физическая боль замещает душевные страдания. Её можно контролировать и подчинять себе. Ведь нельзя кого-то изменить или заставить любить. Такая боль также может означать пережитые насильственные действия.
Воспоминания травмируют психику, и чтобы это закончилось, человек причиняет себе боль.
«Показывая свои раны, — как утверждает социолог Давид ле Бретон,— он автоматически привлекает к себе внимание тех, кто не видит его. Проявление жестокости к себе помогает контролировать внутренний гнев и не причинять боль другим.
Это снимает эмоциональное напряжение, помогает успокоиться». Травмирование себя ради того, чтобы не ощущать боль. Некоторые подростки утверждают, что после того, как они режут свое тело, им становится легче.
Приходит чувство спокойствия и равновесия.
По словам Галины (20 лет): «После того как я резала кожу, приходила какая-то эйфория. Мне становилось легко и хорошо. Все переживания и гнев просто исчезали. Я ложилась на кровать, и мне было легко». Именно чувство эйфории увеличивает шанс получить зависимость. Люди, травмируя себя, получают удовлетворение.
Семейные травмы
«Я каждый день резал своё тело начиная с 14 лет, и только в 17 я понял, что это не нужно, — говорит Борис (27 лет). – Я смог остановиться только тогда, когда съехал из дома.
Благодаря долгой работе с психологом я понял, что таким методом я справлялся с чувством отвращения к своей матери. Мать не хотела меня рожать и всегда говорила мне об этом. Для неё я был ошибкой всей жизни.
Я ощущал себя виноватым в том, что испортил ей жизнь».
«Детям, которым мало уделяли внимания и не давали достаточно ласки в первые годы жизни, могут переживать в последующем очень тяжёлые травмы, — рассказывает Елена Вроно. – Дети не могут воспринять своё тело как источник тепла и ласки. Травмируя своё тело, они рушат внешнюю и внутреннюю границу.
Так они пытаются стать ближе к «новому» телу». Раны на открытых местах привлекают внимание как взрослых, так и сверстников. Подростки подают сигналы, чтобы родители их услышали. Если есть такие сигналы, то родителя обязаны что-то предпринять. Быть может, с ребёнком нужно просто поговорить или же стоит обратиться к психологу.
Иногда действия семьи только усиливают страдание детей».
«Чтобы помочь ребёнку некоторые мамы и папы пытаются не баловать и не хвалить своих детей. Будто это может испортить ребёнка, — говорит Инна Хамитова.
– Но дети в независимости от возраста должны получать от родных любовь, поддержку и понимание.
Если мама или папа постоянно критикуют и осуждают сына, дочь, то у ребёнка складывается мнение, что он плохой и недостоин чего-то хорошего. В этом случае телесные повреждения могут быть как наказание за осуждение».
Но, подростки не осознают, то, что они не воспринимают другое мнение. Как утверждает, Анна (16 лет): «Когда я поссорилась с лучшей подругой, она наговорила мне кучу гадостей.
Из-за её слов мне стало так плохо, что от злости расцарапала пальцы до мяса о стену».
В семьях, где присутствует авторитарный режим, когда над ребёнком стоит жёсткий контроль за поведением и эмоциями, как утверждает, Инна Хамитова, «может наблюдаться борьба за власть и справедливость».
Дети такими выходками хотят показать, что их мнение и действия тоже имеют значение. Они как бы говорят родителям, что тоже имеют право на свою жизнь. Подросток думает: «Я отношусь к себе так, как хочу.
И с собой я буду делать то, что хочу». Порезы на открытых местах всегда привлекают внимание и вызывают сомнения и шок. Эти сигналы должны быть услышаны и замечены родителями.
Иначе ребёнок будет продолжать привлекать к себе внимание всякими способами.
Граница риска
Нужно различать проверку на прочность и постоянные самоистязания. Первое напрямую взаимосвязано с познанием «нового» тела. Подросток экспериментирует и познаёт себя.
А вот постоянные попытки нанести себе порезы – это громкий сигнал родителям. В срочном порядке нужно обращаться к специалисту, иначе это может перерасти в большие проблемы.
Очень важно понять, что подросток хочет сказать своими поступками. Быть может, стоит поговорить с ним и всё обсудить.
Что делать?
В этом возрасте дети ищут понимание со стороны взрослых, и одновременно охраняют своё внутреннее пространство. Иногда дети хотят поговорить, но не могут выразить свои чувства и переживания. Поэтому в этот период хорошим собеседником может стать – не мама с папой, а кто-то из родных и близких.
Ребёнку будет легче высказать свои переживания менее близкому человеку. Нужен тот человек, который выслушает, поможет, не отвергнет, — утверждают эксперты. Бывают случаи, когда ребёнок перестаёт травмировать себя после сильного толчка от родителей.
Таким способом отец с матерью дают понять ребёнку, что он переборщил со своими выходками. Нужно заканчивать. Но иногда и этот способ не помогает и постоянное травмирование себя может привести к суицидальному исходу. Поэтому в таких случаях лучше всего обратиться к психологу.
Он поработает с ребёнком и поможет ему разобраться во всём. После сеансов ребёнок поймёт, что причинять себе боль — это не самый лучший выход из ситуации.
Состояние сердечной системы влияет на здоровье всего организма. К сожалению, различные факторы могут способствовать повышению уровня холестерина, сужению артерий и возникновению хронических заболеваний.
Сегодня болезни сердца являются одной из самых распространенных проблем со здоровьем, поэтому очень важно, чтобы лечение проводилось при первых же симптомах. Некоторые растения содержат полезные соединения и антиоксиданты, которые понижают степень холестерина, триглицеридов и кровяного давления.
Они также помогают расширить кровеносные сосуды и стимулировать кровообращение. Вот 6 природных средств, которые можно использовать для улучшения сердечного ритма.
1 Боярышник
Боярышник известен своим благотворным воздействием на сердечно-сосудистую систему и хорошо знаком в народной медицине.
Его полезные свойства были подтверждены рядом лабораторных исследований, но для достижения оптимальных результатов его необходимо принимать несколько месяцев.
Боярышник способствует расширению кровеносных сосудов, улучшению сердечного ритма и нормализации кровообращения. Эту траву можно найти в виде чая или пищевой добавки.
2 Чеснок
Еще в прошлом чеснок использовался как лекарственное растение, поскольку он содержит полезные противовоспалительные и антиоксидантные соединения.
Исследования показывают, что он не только повышает иммунитет, но и помогает снизить степень холестерина и кровяного давления. Его действие наиболее эффективно при приеме в сыром виде, но его также можно найти в капсулах.
Чеснок помогает снизить степень триглицеридов и предотвратить образование артериальной бляшки.
3 Пустырник
Эта трава также известна как сердечник и собачья крапива. Это очень хороший сердечный тоник, который стимулирует кровообращение, уравновешивает сердечный ритм и помогает уменьшить кровяное давление. Эту траву нужно принимать не менее нескольких месяцев, в одну чашку чая добавляют 2 чайные ложки, а отвар пьют дважды в день.
4 Острый красный перец
Капсулы с острым красным перцем используются для улучшения функций сердечной системы и пищеварения. Острый перец содержит вещество капсаицин, который является основным активным ингредиентом в капсулах. Эти капсулы помогают понизить кровяное давление, регулировать уровень холестерина и улучшить кровообращение.
5 Имбирь
Как и чеснок, имбирь помогает разжижать кровь и улучшает кровоток в кровеносных сосудах. Тесты показали, что он помогает снизить степень триглицеридов и холестерина, а его активный ингредиент джинджерол обладает сильными противовоспалительными свойствами. Имбирь можно принимать в форме чая или пищевой добавки. Он также хорошо влияет на степень сахара в крови и метаболизм.
6 Гибискус
Чай из красивых цветов гибискуса полезен для сердечной системы и иммунитета. Он содержит мощные антиоксиданты, которые защищают артерии от воспаления и вредных изменений. Экстракт из гибискуса можно использовать для регулирования артериального давления и повышения хорошего холестерина (HDL).
Самопорезы и самоповреждения на руках у подростков в практике детского психиатра.Часть 1
В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, — часто методом проб и ошибок.
Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна.
А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром?
0 4124 31 Марта 2018 в 02:08
В своей практике детского психиатра я часто сталкиваюсь с подростками, у которых при осмотре обнаруживаются самопорезы на руках и следы от самоприжиганий сигаретами и других способов самоповреждения.
Если это мальчики 14-16 лет, то часто они поступают по линии военкомата. Если девочки, значит, самопорезы и самоповреждение у подростка заметили родные или педагоги и забили тревогу. Скорее всего, таких девочек даже больше, чем я вижу на приеме.
В этой статье я расскажу о тех детях, которые скрывают подобные действия. Они понимают, что сделали что-то не то. Носят длинные тугие рукава, чтобы скрыть самопорезы на руках от родных и в школе.
Иногда делают поверх шрама татуировку, чтобы замаскировать самопорезы, самоповреждения и ожоги. Что происходит с такими детьми? Почему они наносят себе самоповреждения?
Почему подростки наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках?
Никто не причиняет себе физического вреда вдруг, ни с чего! Родители часто комментируют это по-своему: «Дурак, потому и сделал/сделала!» Так ли это? Или: «Это от стресса!» От какого такого стресса ребенок будет резать себя добровольно?
Каждый человек стремится получать радость от жизни. Делать те действия, от которых ему хорошо жить. Но в случае с этими детьми так не получается. У них не получается жить в удовольствие!
Из бесед с подростками, которые приходят с самопорезами, самоповреждениями на руках, я понимаю, что это обладатели кожно-звуковой связки векторов. Иногда есть и другие вектора, например зрительный, анальный.
Современные подростки в крупных городах и особенно мегаполисах сложно устроены, часто они полиморфы, обладатели 3-5 векторов, с большим объемом психики, и разобраться в причинах их поведения бывает трудно.
Но с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана это возможно.
Значение подросткового возраста. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль звукового вектора
После подросткового возраста развитие векторов заканчивается, и в дальнейшем человек реализует тот объем психического, что наработал в процессе развития до пубертата. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, — часто методом проб и ошибок.
Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна.
А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром? При этом у них нет информации о себе, о своей психике и они не понимают, что с ними происходит.
Звуковой вектор — это психическая доминанта. Именно звуковой вектор стремится к раскрытию нематериального мира, замысла Мироустройства. Это его главное желание, и когда оно не исполняется, человек испытывает душевное страдание.
Часто оно начинается именно в подростковом возрасте. В этот период происходит много нового для ребенка. Начинается гормональная перестройка организма, появляется желание понравиться противоположному полу, стремление утвердиться в подростковом коллективе, найти свое место.
А тут еще возникает вопрос о смысле жизни.
Если раньше философия, музыка, физика облегчали состояния звуковиков, занимали их ум, то теперь уже нет. Так постепенно начинает нарастать неудовлетворенность в звуковом векторе подростка. Особенно если он рос или растет в неблагоприятной звуковой обстановке — слышит крики и ссоры родителей, нежелательные смыслы в свой адрес.
Подростку со звуковым вектором необходимо напрягать свой абстрактный интеллект, данный ему от природы, но он не знает особенностей своей психики, часто не знает своих способностей. Не понимает, где хочет учиться, — ему все «не то», поэтому поступает в учебное заведение по совету родителей или туда, куда придется.
Может получиться, что прежде отличник, победитель олимпиад по математике и физике, идя наугад, попадает в окружение, где ему не удается применить должным образом врожденные свойства звукового вектора.
И звуковая нехватка в нем растет и растет, придавливая все больше. Про таких детей говорят: «раньше был надеждой школы, но ничего путного из него не выросло, ничего не добился».
В смысле, не смог реализовать себя в социуме из-за страдания в его звуковом векторе, с которым он сам не знает, что делать.
Общаясь в компании сверстников, подросток замечает, что он не такой, как все, как бы не от мира сего. У него не получается жить, как другие (люди без звукового вектора), как бы он ни пытался!
Я часто сталкивалась с подростками, которые в депрессивных состояниях уходили по ночам бродить по городу, по кладбищам. Их искали родители, искала полиция. Им приписывали девиантное поведение и бродяжничество.
Часто они ищут места, где темно, тихо и никого больше нет. Кладбище оказывается одним из таких мест, где только ты и твои мысли о смысле жизни.
«Оставьте меня в покое!» — это желание звукового человека не в самом хорошем состоянии.
Человек со звуковым вектором, который не может наполнить свое стремление к нематериальному в материальном мире досуга и развлечений, даже если в нем есть учеба и подработка, может заболеть настоящей звуковой депрессией. Депрессия у подростков со звуковым вектором — частое явление. Редко кто из родителей и даже самих детей это осознает.
У меня на приеме были всего лишь единичные обращения подростков с жалобами на депрессию и ее симптомы. Чаще всего девочка или мальчик пытаются подражать окружению. Веселиться и жить, как они.
Но не выходит. Ненаполненный звуковой вектор болит нестерпимо так, что не существует большей душевной боли.
И тогда они находят некий выход, временно облегчающий их состояние, — причиняют себе самоповреждения.
Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков
Склонность к самоповреждениям и самопорезам встречается у кожно-звуковых подростков, которые подвергались физическим наказаниям в детстве.
Человек с кожным вектором обладает очень нежной кожей с низким болевым порогом. И если, наказывая, его бьют — то он переучивается получать удовольствие не от нежности и ласки, как положено, а от боли.
Меняются биохимические процессы в головном мозге ребенка. Измененный принцип удовольствия бессознательно толкает ребенка вести себя так, чтобы его опять наказали физически.
И хотя ему больно, он будет стремиться к боли именно из-за перестройки системы эндорфинов его организма.
Про таких говорят: «Специально ведет себя так, как будто еще получить хочет!» Именно поэтому в подростковом и уже взрослом возрасте нанесение себе самопорезов и иных самоповреждений, то есть причинение себе физической боли, способствует выделению эндорфинов, гормонов удовольствия, и это становится неким средством для снижения остроты душевной боли, связанной с неудовлетворенным звуковым вектором. Дети пытаются гасить боль души телесно, сами не понимая, зачем они это делают.
Когда это уже навязчивое самоповреждение кожи, психиатром может быть диагностирован синдром самоповреждений или болезнь самоповреждения.
Импульсивно, находясь во власти удушающей звуковой депрессии, в момент отчаянной душевной муки, хуже которой ничего нет, подросток со звуковым вектором наносит себе самопопорезы и самоповреждение на руках, реже ногах, других частях тела. Те, кто курят — тушат о себя сигареты. Тем самым они причиняют боль своему телу, которая на время приглушает боль души. Ведь боль души самая-самая сильная! Временно она уходит. Чтобы потом вернуться вновь.
Именно человек со звуковым вектором разделяет в своем восприятии тело и душу. Тело — это не я. Я — это бесконечная душа.
Душа, не находящая ответа на свои вопросы… Которая болит, мечется, не знает, куда податься… А тело? А кому оно нужно, это тело, все равно скоро умрет — так приходят первые суицидальные мысли.
Может начать развиваться синдром деперсонализации-дереализации и другие симптомы звукового вектора в болезненном состоянии: нежелание общаться, выходить из дома, чрезмерный сон или бессонница, головные боли, отрешенность от всего и так далее.
Роль других векторов в причинах самопорезов и самоповреждений на руках у подростков
Кроме звукового и кожного, подростки могут обладать еще и зрительным вектором, то есть иметь большую эмоциональную амплитуду. И в случае неправильного воспитания в детстве развитие их чувственной сферы затормаживается, такие дети могут вести себя демонстративно, «вскрывать вены», шантажировать суицидом. Но это совсем другой случай, он будет рассмотрен в следующей статье.
Значение эмоциональной связи между родителем и подростком
Замечая самоповреждения на руках подростка, родители часто бывают в шоке и не могут понять, что происходит.
Еще недавно был хороший мальчик или девочка и вдруг превращается не пойми во что! Не слушается, гуляет допоздна, грубит, а тут еще эти самопорезы на руках, странные изменения поведения.
Что делать, если продуктивного диалога с подростком не добиться? Как вернуть доверие подростка?
Важно понять особенности психики вашего ребенка и переходного возраста как такового. Это особенный этап, как для подростка, так и для родителей.
Понимание того, что с ним происходит, позволит наладить доверительный диалог между вами и помочь ему справиться со сложностями.
Даже если ранее с ребенком не было создано качественной эмоциональной связи, то сейчас это можно сделать с помощью тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Ниже лишь небольшая подборка результатов от матерей, прошедших тренинг:
«Почему твой ребенок ищет смысл жизни и при этом режет свою кожу… И ничего не помогало, ни психологи, ни разговоры по душам, ни запреты, ни угрозы, ничего! И только когда я начала познавать себя с помощью СВП, познавать свою дочь, приняла и поняла, произошел перелом, и вот уже 3 месяца ни одного пореза, а шрамы наконец-то зажили!…начала общаться со мной, мы просто разговариваем! а этого не было больше года, она была полностью закрыта, я не могла пробиться к ней, а теперь она идет на контакт. Это чудо!»
Анна Л., менеджер в цветочной фирме Читать полный текст результата
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология», чтобы лучше понимать себя и своего ребенка. Дайте шанс звуковой душе понять себя.
Продолжение следует…
Корректор: Наталья Коновалова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»