Что за диагноз такой?

Содержание

Нейроциркуляторная дистония

Что за диагноз такой?

Нейроциркуляторная дистония (НЦД) – комплекс расстройств сердечно-сосудистой системы функционального характера, развивающийся в результате нарушений нейроэндокринной регуляции.

Нейроциркуляторная дистония имеет полиэтиологический генез, сопровождается множеством разнообразных, преимущественно сердечно-сосудистых, проявлений, возникающих или усугубляющихся под влиянием стрессовых воздействий, отличается доброкачественным течением и удовлетворительным прогнозом.

Нейроциркуляторная дистония в литературе иногда обозначается терминами «невроз сердца», «нейроциркуляторная астения», «возбудимое сердце».

Принято различать два вида функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы: вегето-сосудистую и нейроциркуляторную дистонию.

Вегето-сосудистая дистония объединяет различные проявления вегетативной дисфункции, которые сопутствуют органическим поражениям нервной, эндокринной и других систем.

Нейроциркуляторная дистония является самостоятельной нозологической формой со своей этиологией, патогенезом, симптоматикой и прогнозом и отличается рядом особенностей от вегетативной дисфункции.

Отличительными особенностями нейроциркуляторной дистонии являются преобладание среди клинических проявлений сердечно-сосудистой симптоматики, первично-функциональная природа нарушений вегетативной регуляции и отсутствие связи с органической патологией, в том числе, неврозом.

С нейроциркуляторной дистонией довольно часто приходится сталкиваться неврологам, кардиологам, врачам общей практики. Среди пациентов кардиологического и терапевтического профиля НЦД встречается у 30-50% лиц.

Нейроциркуляторная дисфункция может развиваться в разном возрасте, но чаще встречается у молодых людей, преимущественно женщин, болеющих ею в 2-3 раза чаще мужчин.

Заболевание редко развивается у лиц моложе 15 и старше 40-45 лет.

Нейроциркуляторная дистония

К развитию нейроциркуляторных расстройств могут приводить различные факторы, однако в их число не входят органические поражения эндокринной и нервной систем.

В подростковом и юношеском периоде нейроциркуляторная дистония обычно обусловлена несовершенством нейроэндокринного механизма регуляции вегетативных процессов.

Развитию НЦД в препубертатный и пубертатный периоды способствуют усиленные психические и физические нагрузки, социальное окружение.

У лиц любого возраста нейроциркуляторная дистония может развиваться на фоне острых и хронических инфекций, недосыпания, переутомления, психической травмы, воздействия физических и химических факторов (инсоляции, жаркого климата, вибрации), неправильного режима питания, физической активности (перегрузок или гиподинамии), интоксикаций, в т. ч. алкогольной и табачной. В развитии нейроциркуляторной дистонии играют роль периоды гормональных перестроек организма (половое созревание, аборты, беременности, климактерический период, дисфункция яичников).

У ряда пациентов наблюдается наследственно-конституциональная предрасположенность к развитию нейроциркуляторной дистонии.

Воздействие данных факторов вызывает дисфункцию нейрогуморального контроля сердечно-сосудистой системы, где в качестве ведущего патогенетического звена выступает поражение гипоталамо-гипофизарных структур, осуществляющих координацию этих процессов.

Нарушение нейрогуморального контроля проявляется расстройством функций систем, обеспечивающих процессы гомеостаза в организме: холинергической, симпатико-адреналовой, калликреинкининовой, гистаминсеротониновой и др.

Это, в свою очередь, запускает механизмы, приводящие к нарушению и множественным изменениям со стороны углеводного, водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного состояния, медиаторных и гормональных систем.

В тканях миокарда происходит активация биологически активных веществ (гистамина, серотонина, кининов и др.), вызывающих нарушение метаболизма и развитие дистрофии.

Со стороны системы кровообращения отмечаются колебания сосудистого тонуса, спазмы периферических сосудов, замедление микроциркуляции, что приводит к развитию гипоксии тканей.

Сформировавшись, патогенетические механизмы становятся автономными, а нейроциркуляторная дистония — самостоятельным заболеванием. Любые раздражители (изменение погодных условий, стресс и др.) вызывают патологическую реакцию, обусловливающую проявление того или иного типа нейроциркуляторной дистонии.

По этиологическим формам выделяют эссенциальную (конституционально-наследственную), психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, смешанную нейроциркуляторную дистонию, а также НЦД физического перенапряжения.

В зависимости от ведущего клинического синдрома по классификации В.П.Никитина (1962) и Н.Н.

Савицкого (1964) различаются четыре типа нейроциркуляторной дистонии: кардиальный (с преимущественным расстройством сердечной деятельности), гипотензивный (с преимущественным снижением АД), гипертензивный (с преимущественным повышением АД), смешанный (сочетает нарушения АД и сердечной деятельности). По тяжести симптоматики выделяют легкую, среднюю и тяжелую степени нейроциркуляторной дистонии; по варианту течения – фазы обострения и ремиссии.

Общим для всех типов нейроциркуляторной дистонии проявлением служит неврозоподобное состояние, характеризующееся утомляемостью, слабостью, расстройством сна, раздражительностью, снижением памяти, настроения и волевых качеств, ухудшением концентрации внимания, к которому присоединяются функциональные циркуляторные расстройства преобладающего характера.

Кардиальный тип

Течение кардиального типа нейроциркуляторной дистонии проявляется кардиалгией, сердцебиением, перебоями в работе сердца, иногда одышкой при физической активности; существенные изменения АД при этом не отмечаются.

Объективно могут определяться тахикардия, дыхательная аритмия, пароксизмы тахикардии, наджелудочковые экстрасистолии, неадекватное нагрузке изменение сердечного выброса, на ЭКГ – изменение вольтажа зубца Т (высокий или сниженный).

Гипотензивный тип

Нейроциркуляторная дистония по гипотензивному типу характеризуется явлениями хронической сосудистой недостаточности: снижением систолического АД менее 100 мм рт. ст.

, зябкостью стоп и кистей, склонностью к ортостатическим коллапсам и обморокам. Также для больных с гипотензивным типом НЦД типичны жалобы на утомляемость, мышечную слабость, головные боли.

Такие пациенты, как правило, имеют астеническое телосложение, бледные кожные покровы, холодные и влажные ладони.

Гипертензивный тип

Для гипертензивного типа нейроциркуляторной дистонии характерно транзиторное повышение АД до 130-140/85-90 мм рт. ст.

, которое в половине случаев не сопровождается субъективным изменением самочувствия пациентов и выявляется на медосмотрах. Реже встречаются жалобы на сердцебиение, головную боль, утомляемость.

Гипертензивный тип НЦД по своим характеристикам совпадает с пограничной артериальной гипертензией.

Степени НЦД

Легкая степень нейроциркуляторной дистонии характеризуется умеренно выраженными симптомами, возникающими лишь в связи с психоэмоциональными перегрузками. Трудоспособность пациентов сохранена, может наблюдаться незначительное снижение физической выносливости; лекарственная терапия не показана.

При нейроциркуляторной дистонии средней тяжести отмечается множественность симптомов, снижение физической работоспособности более чем на 50%.

Снижение или временная утрата трудоспособности требует назначения медикаментозной терапии.

При тяжелых проявлениях нейроциркуляторной дистонии наблюдаются стойкие и множественные клинические симптомы, резкое снижение или утрата трудоспособности, требующие стационарного лечения пациентов.

Малоспецифичность симптомов нейроциркуляторной дистонии затрудняет диагностику и требует тщательной верификации диагноза.

Подтверждающими диагностическими критериями нейроциркуляторной дистонии на основе жалоб пациента могут служить симптомы, прослеживающиеся на протяжении 1-2 месяцев: кардиалгии, сердцебиения, чувство нехватки воздуха, пульсация в прекордиальной области или в области сосудов шеи, слабость, повышенная утомляемость, невротические проявления (раздражительность, тревожность, нарушение сна), головокружение, холодные и влажные конечности. Для нейроциркуляторной дистонии характерна множественность жалоб, имеющих четкую связь со стрессовыми ситуациями или периодами гормональных перестроек, протекание заболевания с периодами ремиссий и обострений, но без тенденции к прогрессированию.

К достоверным физикальным критериям наличия НЦД относятся неустойчивый ритм сердца со склонностью к тахикардии, появляющейся спонтанно или неадекватно ситуации, лабильность АД, наличие дыхательных аритмий (тахипноэ, диспноэ), гипералгезия в области сердца. На ЭКГ у пациентов могут регистрироваться тахикардия, аритмия, миграция водителя ритма (21,3%), экстрасистолия (8,8%), пароксизмальная тахикардия и мерцательная аритмия (3%), отрицательный зубец Т в двух и более отведениях (39,4%).

Информативными методами диагностики при нейроциркуляторной дистонии служат диагностические ЭКГ-пробы с нагрузкой.

  • Физиологическая проба с гипервентиляцией предполагает выполнение в течение 30-40 минут форсированных вдохов и выдохов с последующей регистрацией ЭКГ и сравнением ее с исходной. Положительной пробой, указывающей на НЦД, является учащение пульса на 50-100% и появление на ЭКГ отрицательных зубцов Т или увеличение их амплитуды.
  • Ортостатическая проба предусматривает регистрацию ЭКГ в положении лежа, а затем после 10-15-минутного стояния. Положительными результатами пробы служат такие же изменения как и при пробе с гипервентиляцией, отмечающиеся при НЦД у 52% пациентов.
  • Лекарственные пробы (с β-адреноблокаторами, калиевая) направлены на различение нейроциркуляторной дистонии и органических заболеваний сердца. ЭКГ-регистрация проводится спустя 40-60 минут после приема 60-80 мг β-адреноблокаторов (обзидана, индерала, анаприлина) или 6 г калия хлорида. При органических кардиопатологиях (миокардите, ИБС, гипертрофии миокарда) регистрируется положительный зубец Т , при НЦД – зубец Т негативный.

При проведении велоэргометрии определяется типичное для нейроциркуляторной дистонии снижение толерантности к нагрузке, т. е.

пациент с нейроциркуляторной дистонией способен выполнить меньшую нагрузку, чем здоровое лицо того же возраста и пола.

Лабораторные данные указывают на увеличение активности симпатико-адреналовой системы: в ответ на нагрузку в крови наблюдается неадекватное повышение уровня норадреналина, адреналина, метаболитов, молочной кислоты.

В лечении нейроциркуляторной дистонии исключительно важное место занимают немедикаментозные мероприятия, призванные повысить адаптивные возможности организма к изменяющимся условиям. При НЦД показано проведение закаливающих процедур, спортивные занятия (легкая атлетика, плавание), рациональная психитерапия, нормализация режима труда и отдыха.

Положительное влияние на тренировку системы регуляции вегетативных функций оказывает бальнеотерапия, физиотерапия (лечебные души и ванны, электросон, рефлексотерапия, электрофорез с бромом, магнием, новокаином), ЛФК, санаторно-курортное лечение. При нарушениях сна, раздражительности возможно назначение седативных лекарственных средств: пустырника, валерианы, транквилизаторов (оксазепама и др.).

Для лечения нейроциркуляторной дистонии по кардиальному и гипертензивному типу показан прием β-адреноблокаторов (атенолола, пропранолола, окспренолола), ликвидирующих тахикардию, гипертензию, кардиалгию, а также препаратов, улучшающих метаболизм сердечной мышцы (инозина, препаратов калия, витаминов группы В). При нейроциркуляторной дистонии по гипотензивному типу с наличием астении и ортостатических расстройств назначают настойку женьшеня (лимонника, аралии), кофеин.

Течение любых типов нейроциркуляторной дистонии не вызывает развития кардиомегалии, сердечной недостаточности или опасных для жизни нарушений ритма и проводимости.

В подростковом возрасте при своевременной терапии или самоизлечении наступает полное выздоровление. С возрастом прогноз на полное излечение нейроциркуляторной дистонии уменьшается.

Снижение или временная утрата трудоспособности может наблюдаться в периоды обострений.

Пациенты с гипертензивным типом нейроциркуляторной дистонии входят в группу риска по гипертонической болезни; при любом типе НЦД в связи с нарушениями липидного обмена не исключена вероятность развития атеросклероза и ИБС.

Вопросы профилактики нейроциркуляторной дистонии выходят за рамки сугубо медицинских мероприятий. Профилактика включает правильное физическое, психическое и гигиеническое воспитание подростков, повышение их самооценки и социальной адаптации. Велика роль пропаганды здорового образа жизни, занятий спортом, исключения курения и приема алкоголя.

Медицинская профилактика нейроциркуляторной дистонии включает борьбу с очаговыми инфекциями, стрессовыми факторами, регулирование гормонального фона у женщин в климактерический период.

Виды расстройства личности: какие бывают, признаки, как лечить патологию

Что за диагноз такой?

Личностные расстройства – довольно редкие явления, но губительные для повседневной жизни. Нельзя сказать, что люди, страдающие от данного недуга, не приспособлены к жизни, но среди них встречаются довольно опасные индивиды. Пациенты с диагностированным расстройством личности должны постоянно наблюдаться у лечащего врача во избежание обострений своего состояния.

Больному придется долго наблюдаться у врача

Расстройство личности  это

Специфическое поведение, наряду с хроническими переживаниями, тревогой, асоциальным поведением, – это расстройство личности. Простое определение трактуется как нарушение поведения, в ходе чего возникают затруднения в повседневной деятельности.

Обратите внимание! Несмотря на то, что деструктивное поведение может наблюдаться у ребенка, расстройства личности не диагностируются раньше 18 лет.

Понятие распространяется на такие расстройства, как истерическое, пограничное, шизоидное, обсессивно-компульсивное, нарциссическое, зависимое, избегающее и другие. Каждое имеет свои отличия, по которым отклонения и диагностируются. Важно то, что некоторые расстройства тяжело поддаются лечению, в итоге пациент находится на постоянном наблюдении у специалиста.

Причины возникновения

Органическое расстройство личности — что это за диагноз

Этиология болезни является предметом споров среди представителей психиатрии. Ряд специалистов полагает, что предрасположенность к отклонению может быть генетической. Другие – ищут проблемы в детстве, возможные причины неправильного формирования поведения детей, образа мышления.

Термин заменил устаревшее понятие «конституциональная психопатия». Изначально считалось, что причинами ее возникновения служили врожденные отклонения, неполноценность нервной системы, в том числе наследственность.

На сегодняшний день к данным факторам прибавляют разнообразные тяжелые жизненные ситуации, травмы. Психологическое и физическое насилие, пережитое в детском возрасте, также отмечается среди рисков развития расстройства.

Виды расстройства личности

Истероидный тип личности — что за расстройство

Патологии личности делят на несколько типов, разбитых на категории:

  1. Параноидное, шизоидное, шизотипическое. Люди испытывают подозрение к окружающим, не желают вступать с ними в какие-либо отношения, ведут себя эксцентрично. В целом это нелюдимые индивиды, которые исключают участие в совместных развлекательных занятиях. Статистика утверждает, что в мире от таких расстройств страдают 2-5 % населения;
  2. Антисоциальное, пограничное, истерическое, нарциссическое. Индивиды, попадающие в данную категорию, испытывают безразличие к людям, нередко ведут себя агрессивно либо подвержены депрессиям, импульсивности. Процент населения с данными отклонениями примерно – 1-3;

Антисоциальные личности могут проявлять агрессию

  1. Тревожное, зависимое, обсессивно-компульсивное. Люди данного типа чувствуют себя некомфортно в обществе, а также слишком близко воспринимают негативную критику, исходящую даже от чужих людей. Данному недугу подвержены 1-3 % населения.

Диагностирование расстройства

Такие признаки, как агрессия, неадекватное поведение, неспособность налаживать контакты с окружающими, – это личностное расстройство. Бывает так, что поведение родных, друзей и просто знакомых вызывает настороженность. На деле это оказываются симптомы личностного расстройства, на основе которых диагностируют болезнь.

Тревожное расстройство личности

Среди основных признаков выделяют:

  1. Возникновение конфликтных ситуаций с окружающими ввиду неправильного понимания сказанного;
  2. Некорректное восприятие происходящего вокруг, иногда наряду с ассоциативной памятью;
  3. Люди с данным отклонением способны портить удовольствие другим, например, намеренно рассказывают спойлер к фильму;
  4. Неприятие отказа, т. е. обычное «нет» не воспринимается такими людьми серьезно;
  5. Ложная жертвенность. Люди с расстройством личности намеренно выставляют себя жертвой, чтобы избежать ответственности, манипулировать.
  6. Дисбаланс отношений (привязанность или, наоборот, избегание);
  7. Нежелание меняться;
  8. Перекладывание вины;
  9. Патологическая ложь.

Обратите внимание! Диагностика сложна, поскольку люди с расстройством личности редко обращаются за помощью самостоятельно.

В процессе выявления определенного типа расстройства и степени выраженности заболевания используют стандарты МКБ-10 (международная классификация болезней), наряду с нейропсихологическим обследованием.

Лечение

В зависимости от степени психотического нарушения лечение проводят амбулаторное или стационарное. Бывают случаи принудительного лечения, когда у индивида наблюдаются самоповреждения или опасное для жизни окружающих поведение. Кроме того, некоторые люди находятся под длительным наблюдением, т. е. регулярно посещают специалистов.

Психологически-социальная терапия

Психологический подход является неотъемлемой частью амбулаторного и стационарного лечений. Проводятся психотерапия, психокоррекция. Иногда применяют метод группового лечения, также привлекают людей из ближайшего окружения, чтобы помочь ускорить процесс реабилитации.

Терапия может быть групповой

Медикаментозная терапия

Данное психическое заболевание можно лечить медикаментозно, но обязательно в совокупности с психотерапией и дальнейшими наблюдениями за изменениями поведения пациента.

Обычно используют седативные препараты, психотропные, вплоть до транквилизаторов.

Приходится перебирать множество вариантов прежде, чем отыскать наиболее подходящее лекарство, потому что в препаратах имеются побочные явления, которые могут обострить симптомы.

Расстройство личности, в зависимости от степени тяжести заболевания, может быть опасным как для больного, так и для окружающих. Примечательно, что люди с данным отклонением вряд ли пойдут на лечение самостоятельно, поэтому важно оказывать им моральную поддержку. Состояние личностного расстройства можно купировать, сгладить, но пациенту придется не один год наблюдаться у специалиста.

Цереброваскулярная болезнь (ЦВБ): симптомы, причины, последствия и лечение патологии

Что за диагноз такой?

ЦВБ – опасная патология, которая нередко становится следствием травмы головы. Как правильно лечить нейротравмы? Своевременная реабилитация при инсульте поможет восстановить утраченные функции и избежать осложнений. Узнать больше… Спастичность мышц является одним из возможных симптомов при ЦВБ. Ботокс-терапия при спастичности…

Методы мануальной терапии в большинстве случаев демонстрируют положительную динамику при лечении последствий ЦВБ. Мануальная терапия в нейрореабилитации… Инсульт — тяжелейшее последствие ЦВБ. Что делать после инсульта?

Медицинская статистика – крайне точная вещь, и ошибки здесь – редкое явление.

Поэтому можно назвать проверенным, но от того не более приятным фактом, что в последние годы количество пациентов, которым поставили диагноз «цереброваскулярная болезнь», существенно выросло.

Тем более печально, что среди спортсменов – казалось бы, самой здоровой группы населения – показатель смертности от острых нарушений работы сосудов мозга прочно удерживается на втором месте после ишемической болезни сердца.

Что такое ЦВБ?

Цереброваскулярная болезнь, или ЦВБ, – это заболевание, вызывающее патологию сосудов головного мозга и, как следствие, нарушение мозгового кровообращения.

Обычно ЦВБ развивается на фоне атеросклероза и гипертонии.

Болезнь крайне опасна, в первую очередь, тем, что очень часто ее заключительной стадией является инсульт – острое нарушение кровообращения мозга, приводящее к смерти или инвалидизации.

Выделяют острые и хронические виды цереброваскулярных заболеваний. К острым относят:

  • острую гипертоническую энцефалопатию ;
  • транзисторную ишемическую атаку ;
  • геморрагический или ишемический инсульт .

Хронической формой ЦВБ является дисциркулярная энцефалопатия, которая, в свою очередь, делится на типы:

  • церебральный тромбоз . Сужение и закупорка сосудов сгустками крови или бляшками;
  • церебральный эмболизм . Закупорка сосудов сгустками, образовавшимися в более крупных артериях (например, в сердце) и попавшими с кровотоком в мелкие;
  • церебральное кровотечение . Разрыв сосуда в мозге, являющийся причиной геморрагического инсульта.

Дисциркулярная энцефалопатия может развиваться постепенно, а затем переходить в острую форму ЦВБ.

Важный факт
Как ни странно, эмболизацию и тромбоз сосудов мозга могут вызвать операции, направленные на реконструкцию кровообращения в других артериях: стентирование, замена клапана сердца искусственным, аортокоронарное шунтирование. Это лишний раз доказывает, что человеческий организм – очень сложная система и стороннее вмешательство, даже в благих целях, не всегда приводит к положительному результату.

Причины болезни

Основным фактором возникновения цереброваскулярных нарушений является, как мы уже упоминали, атеросклероз сосудов мозга. Также, в меньшей степени, ЦВБ может возникать из-за воспалительных заболеваний сосудов.

Сопутствующие причины, которые могут вызывать и усугублять заболевание:

  • сахарный диабет;
  • подагра;
  • воспалительные заболевания;
  • излишний вес;
  • остеохондроз шейного отдела позвоночника;
  • различные патологии сердечной деятельности;
  • курение и чрезмерное употребление алкоголя.

Симптомы цереброваскулярных нарушений

Первичные симптомы ЦВБ обычно остаются незамеченными, так как могут быть отнесены к обычной усталости и переутомлению.

Согласитесь, мало кому придет в голову обратиться к врачу при головных болях, незначительных нарушениях сна, повышенной утомляемости и снижении работоспособности? По мере развития цереброваскулярной недостаточности симптомы приобретают более яркий характер: появляются сильные боли, часто ошибочно принимаемые за мигрени, нарушения интеллектуальной активности, бессонница, головокружения, шум в ушах, повышенная раздражительность, потеря чувствительности конечностей. Для следующей стадии проявления болезни характерны обмороки, депрессия, временные нарушения зрения.

Если больной не обращается в больницу за обследованием и помощью медиков, ЦВБ при отсутствии лечения приводит к транзисторным ишемическим атакам и инсульту.

Последствия цереброваскулярной патологии

Не всегда, хотя и очень часто, цереброваскулярные расстройства приводят к инсульту. Другими последствиями хронических нарушений могут быть серьезные нарушения когнитивной деятельности: ухудшения памяти, мыслительной активности, пространственного ориентирования вплоть до сосудистой деменции (в 5-15% случаев).

Возможно снижение координации: шаткая походка, неуверенность и отсутствие контроля движений.

Также у больных может развиваться болезнь Бинсвангера (подкорковая атеросклеротическая энцефалопатия), при которой характерны постепенная деменция, утрата способности к самообслуживанию в быту, дизартрия и даже эпилептические припадки.

Лечение ЦВБ

Чтобы избежать развития заболевания, нужно при проявлении симптомов первой стадии пройти обследование. Чаще всего для выявления болезни используют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, УЗИ сосудов, энцефалографию, а также контрастный рентген. При постановке диагноза «ЦВБ» и выявлении характера и степени нарушений, больному назначают курс терапии.

Суть лечения, в первую очередь, в том, чтобы восстановить нормальное кровоснабжение сосудов мозга, то есть расширить сосуды. Поэтому больному прописывают антиагреганты (аспирин) и сосудорасширяющие лекарства (мефакор, папаверин).

Также для улучшения памяти и когнитивных функций используют ноотропические препараты.

При тяжелых формах и острой цереброваскулярной недостаточности применяют метод ангиопластики (механического расширения сосуда катетером с баллоном) и эндартерэктомии (удаление сгустков крови), стентирования артерии.

Также в комплекс лечения входят мероприятия по нормализации и поддержке артериального давления, избавлению от лишнего веса. В реабилитационный период показаны физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, занятия с логопедом и психологом для восстановления речевых и когнитивных функций (если такая потребность существует).

Если же у больного случился цереброваскулярный инсульт, лечение будет гораздо более длительным и сложным.

Профилактика заболевания

Чтобы предупредить развитие цереброваскулярной болезни мозга, нужно стараться придерживаться гипохолестериновой диеты (исключить жареные, маринованные, соленые, копченые продукты, жирное мясо и т.д.

), принимать меры по избавлению от лишнего веса, вредных привычек, в частности, курения. Также необходимо постоянно контролировать артериальное давление.

Спортсменам не нужно напоминать о том, что стоит вести активный образ жизни, наоборот, стоит обратить их внимание на то, что нельзя допускать излишних нагрузок.

После 45-50 лет необходимо ежегодно проходить профилактическое обследование, так как в старшем и пожилом возрасте риск возникновения ЦВБ возрастает. Во время диспансеризации могут быть выявлены и сопутствующие заболевания, которые могут стать причиной хронической цереброваскулярной недостаточности, и их своевременное лечение поможет сохранить здоровое состояние сосудов мозга.

Поставить диагноз «синдром цереброваскулярных нарушений» могут в любом возрасте, даже при отсутствии видимых симптомов и, казалось бы, людям, совершенно не подверженным риску развития такого заболевания.

Если вам или вашему близкому человеку врачи вынесли такой вердикт, стоит немедленно принять меры для излечения и восстановления после болезни.

Для этого стоит выбрать надежную клинику, где врачи имеют опыт лечения нарушений кровообращения мозга.

Одна из таких клиник, которые предоставляют комплексную медицинскую и психологическую помощь пациентам с ЦВБ и даже с инсультом, – реабилитационный центр «Три сестры».

Квалифицированные нейроспециалисты, кардиологи, хирурги разрабатывают для больного индивидуальный курс лечения, а физиотерапевты, психологи, логопеды проводят восстановительные процедуры и занятия, помогающие пациенту вернуться к полноценной активной жизни.

В центре организован полный пансион, оборудованы комфортабельные двух- и одноместные номера, профессиональный повар предлагает меню с учетом рекомендованной диеты. Здание клиники расположено в экологически чистом районе Подмосковья, окружено сосновым лесом. Здесь будет приятно проводить время и прогуливаться.

Лицензия Министерства здравоохранения Московской области № ЛО-50-01-009095 от 12 октября 2017 г.

Четверг, 01.03.2018

Ста­тис­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что це­реб­ро­вас­ку­ляр­ные на­ру­ше­ния – од­ни из ос­нов­ных при­чин не толь­ко ин­суль­тов, но и та­ких яв­ле­ний как стар­чес­кая де­мен­ция.

По­это­му не пре­не­бре­гай­те со­ве­та­ми ме­ди­ков – пос­ле 50 лет обя­за­тель­но про­хо­ди­те еже­год­ное об­сле­до­ва­ние, пей­те по ре­ко­мен­да­ции вра­ча без­ре­цеп­тур­ные со­су­до­рас­ши­ря­ю­щие и укреп­ля­ю­щие стен­ки со­су­дов таб­лет­ки (ва­ли­дол, дро­та­ве­рин, кор­да­фен, ас­ко­ру­тин) и БА­Ды (на­при­мер, «Чер­ни­ка Фор­те»).

При­дер­жи­вай­тесь пра­вил здо­ро­во­го пи­та­ния и брось­те ку­рить. Как из­вест­но, луч­шее ле­че­ние – это про­фи­лак­ти­ка, и в слу­чае с це­реб­ро­вас­ку­ляр­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми пре­вен­тив­ные ме­ры пол­ностью се­бя оправ­ды­ва­ют.

Дислексия, что это за болезнь, как и чем такой диагноз грозит здоровью детей

Что за диагноз такой?

Дислексия – это неврологическое нарушение деятельности головного мозга, последствия которого выражаются в трудностях социальной адаптации в обществе, частичном нарушении восприятия информации, трудности при обучении навыками чтения. С такими детьми возникают сложности в процессе обучения, которые можут сохраняться всю жизнь.

Ребенок постоянно повторяет ошибки при чтении книг: заменяет звуки, читает по буквам, искажает слоги, не понимает прочитанного. Это не является следствием нарушения функционирования органов зрения или слуха, это не слабоумие. У детей с нормальным интеллектом частота поражения составляет около 5%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

За процесс чтения отвечают зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Сначала текст воспринимается зрительно и узнаются буквы. Затем он соотносит их со звуками, образует слоги, слоги объединяет в слова, а слова в предложения. На последнем этапе осмысливается теста. При дислексии последовательность нарушается.

Сюда входят нарушения зрительного узнавания, пространственных ориентировок, процессов памяти, фонетической и лексико-грамматической речи, зрительно- и слухо-моторной координации, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Причины и факторы заболевания

Зарубежные специалисты придерживаются теории, что причина дислексии и дисграфии у детей – наследственный фактор.

В анамнезе человека исследователи выявляют минимальную мозговую дисфункцию, вызванную воздействием патологических биологических факторов.

Внутриутробное повреждение головного мозга чаще всего носит гипоксический характер (порок сердца у мамы или плода (церебральная ишемия у ребенка), аномальное развитие пуповины, отслойка плаценты и др.).

Кроме того, огромное влияние оказывает токсическое поражение центральной нервной системы, инфекционные заболевания женщины во время беременности, а также проблемные роды.

После рождения выделяют следующие причины дислексии:

  • черепно-мозговая травма (подробнее про симптомы и помощь при сотрясении мозга у детей читайте здесь);
  • нейроинфекции и другие инфекционные заболевания (ветрянка, краснуха и другие).

Чаще всего болезни проявляется у детей с задержкой психического развития, детским церебральным параличом, умственной отсталостью и речевыми нарушениями.

Некоторые исследования связывают причины и виды дислексии:

  • дислексия травмы – причина в травме головного мозга;
  • первичная – ребенок не может читать до 4 класса, испытывает трудности в письменной и устной речи (является наследственной, чаще встречается у мальчиков);
  • вторичная – нарушение гормонального развития в раннем возрасте (в том числе во время внутриутробного развития).

Помимо биологических причин, на процесс освоения навыком чтения оказывают влияние социальные факторы: педагогическая запущенность, дефицит общения, неблагополучная социальная обстановка, обучение в раннем возрасте, слишком быстрый темп обучения.

В зависимости от нарушенных механизмов, предлагается следующая классификация дислексии.

  1. Оптическая дислексия – детям трудно воспринять графическое изображение, воспроизвести зрительный ряд. Поэтому они тяжело усваивают буквы: путают их, не могут различить, нарушен зрительный синтез и анализ.
  2. Фонематическая дислексия возникает в результате неразвитости смыслоразличительной, слухопроизносительной функций и фонематического анализа. При этом путаются звуки, дети читают по буквам, пропускают согласные, переставляют звуки и слоги.
  3. Аграмматическая – чаще бывает у детей с нарушениями речи. Они изменяют окончания местоимений и падежные, плохо соотносят прилагательные и существительные (по роду, падежу, числу), изменяют формы и времена глаголов.
  4. Семантическая дислексия – не понимание содержания и смысла текста, но чтение правильное. При этом может читать по слогам (но не объединяет в слова), полными словами (воспринимает каждое слово по отдельности, но не вместе с другими) или объединяя эти два варианта.
  5. Мнестическая дислексия – связана с нарушением слухоречевой памяти, трудно соотнести зрительный образ буквы и звук, плохое запоминание букв.
  6. Тактильная – появляется у слепых, которые читают не с помощью зрения, а посредством тактильных ощущений. Заболевание происходит по тому же механизму, что и у зрячих людей (нарушения движений пальцев как нарушений движений глаз).

Симптомы по возрастам

Без поправки возраст, общий и наиболее распространенный признак при дислексии – затрудненное правописание

По проявлениям выделяют 2 формы дислексии: литеральную (трудности в усвоении отдельных букв) и вербальную (трудности при прочтении слов). Для каждого возраста существуют свои особенности, рассмотрим их.

В дошкольном возрасте

Малыш поздно начинает говорить, ему трудно учить и произносить слова, из-за чего могут возникнуть проблемы в отношениях со сверстниками. Словесная память плохая (не может вспомнить, какие уже выучил). Базовые навыки письма и чтения даются с трудом, путает расположение букв и слов. Не может определить, где верх-низ, право-лево.

В младшем школьном возрасте

Тяжело распознает слова, заменяет их другими, схожими по смыслу и звучанию. Во время письма переворачивает или переставляет при чтении буквы и слова, путается в арифметических знаках. Младший школьник плохо осваивает новые навыки, запоминает факты.

У детей с диагнозом «дислексия» наблюдается пониженная самооценка и депрессия

Это отражается на поведении и личности ученика: он становится неловким и импульсивным, нарушается координация движений, самооценка снижается, появляется депрессия.

В среднем школьном возрасте

По сравнению со сверстниками читает медленно, мало и плохо. Категорически отказывается читать вслух и писать на доске, слова пишет и произносит неправильно. Память плохая, почерк разобрать невозможно. Отношения со сверстниками не ладятся.

В старшем школьном возрасте

Навык письма развит плохо, читает медленно, при этом делает много ошибок. Слова произносит с ошибками. Старшему школьнику тяжело дается восприятие, пересказ, изложение и обобщение, как следствие – плохая память. Работает медленно, плохо адаптируется к новым условиям.

Человек в этом возрасте плохо воспринимает письменную и звуковую информацию. Навыки письма не развиты или совсем отсутствуют. Путает последовательность слов и чисел. Человек рассеянный, невнимательный, не умеет планировать и организовывать свое время.

Лечение дислексии

Прежде чем приступать к лечению, необходимо провести специальную диагностику дислексии, которую проводит психолог. С ребенком проводится тестирование, смотрят, как он читает, какие совершает ошибки, насколько понимает прочитанное. Результаты сравниваются с возрастной нормой. Также проверяют слух, как ребенок воспроизводит речь, воспринимает информацию.

Логопед изучает уровень сформированности устной речи, историю развития. Кроме того, обследуется состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторки. Оценивается звукопроизношение, связанность речи и другие показатели. Тест на дислексию включает списывание, письмо на слух.

По результатам специалист дает соответствующее заключение. Он может направить больного на консультацию к неврологу и офтальмологу.

В младшем возрасте исследование проводится в игровой форме. Родителям и учителям не рекомендуется присутствовать при диагностическом исследовании, чтобы не смущать школьника.

Хотя есть много теорий относительно того, как успешно лечить дислексию, вылечить ее до конца невозможно. В любом случае, лечение проводится под наблюдением специалистов. Корректируются трудности, возникающие в процессе обучения, пациента помогают обучить коммуникативным навыкам.

Коррекция дислексии и дисграфии подразумевает:

  • изменение звукопроизношения;
  • усвоение грамматических норм языка и систем словообразования и словопроизношения;
  • развитие слухоречевой памяти, зрительно–пространственных представлений и др.

Отмечаются случаи, когда уровень интеллекта в норме или выше среднего, а читает хуже всех. Обычно у таких детей наблюдаются проблемы с бинокулярным зрением (это не снижение остроты зрения).

В результате ребенок либо испытывает дискомфорт после чтения, либо начинает путать слова и не может их идентифицировать.

Необходимо пройти полное обследование у офтальмолога, который проверит бинокулярное зрение, назначит ношение специальных очков и тренировку зрения.

Среди школьников очень часто встречается дисфонезия (слуховая дислексия), тогда ребенка учат выделять слова как целое, вводят фонетический курс, это способствует улучшению навыкам чтения.

При дисэйдезии ребенок не распознает слова как единое целое. Темп чтения становится медленным, так как приходится расшифровывать каждое слово. С помощью мультисенсорной методики можно помочь некоторым детям.

Прогноз на выздоровление

Дети управляют своей особенностью так, что симтоматика дислексии исчезает

При комплексном и правильном подходе возможно выздоровление. Иногда симптомы проходят сами по себе, по мере взросления человека или изменениями в головном мозге (в этом случае хорошо действует медикаментозная помощь). При вторичных осложнениях детям прописывают витамины и ноотропные препараты.

Профилактика и упражнения

Профилактикой необходимо заниматься с дошкольниками по следующей программе:

  • развивают зрительно-пространственные функции;
  • дают задания на улучшение памяти, внимания;
  • преодолевают нарушения звукопроизношения;
  • формируют лексико-грамматический строй;
  • разрабатывают мелкую моторику рук.

Особенно популярна коррекция дислексии у младший школьников с помощью системы Дейвиса, который сам страдал этой болезнью). Она проводится в несколько этапов.

  1. Ребенка помещают в зону комфорта.
  2. Развивают координацию (право-лево, верх-низ) с помощью резинового мяча.
  3. Лепка. Из пластилина лепят цифры и буквы, учатся различать слоги.
  4. Чтение. Сначала ребенок переводит взгляд слева направо и узнает буквы, закрепляет эту способность. Затем учится понимать смысл отдельного предложения и всего текста.

Согласно отзывам родителей, благодаря этой методике повышается успеваемость обучения, улучшается почерк.

Коррекция дислексии у младших школьников с логопедом предполагает выполнение различных упражнений. В зависимости от вида заболевания предлагаются следующие упражнения:

Наиболее популярна у младший школьников коррекция дислексии с помощью системы Дейвиса

  • Фонематическая. Уточняют артикуляцию: перед зеркалом показывают, как правильно нужно открыть рот и поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук. Далее сопоставляются различные смешиваемые звуки при произношении и прослушивании.
  • Аграмматическая. Составляются сначала небольшие, затем длинные предложения, учатся менять слова в зависимости от рода, числа и падежа.
  • Мнестическая. Используются предметы, похожие на букву.
  • Оптическая. Необходимо найти определенную букву среди рисунка, которую нужно дорисовать, составляются буквы и цифры из пластилина и счетных палочек.
  • Семантическая. Ребенка обучают понимать значения слов, смысл прочитанного.

Самостоятельно можно заниматься с ребенком с помощью:

  • скороговорок;
  • проговаривания отдельных звуков;
  • артикуляционной гимнастики;
  • многократного чтения текста.

Для лечения у детей дислексии в сложных случаях рекомендуется воспользоваться услугами специалистов, которые предлагают специализированные центры.

Выводы

Нужно понимать, что данное заболевание возникает не только у детей, но и у взрослых. Нужно быть заранее проинформированным и понимать, что это за болезнь – дислексия, ее первые симптомы. И в случае их обнаружения необходимо сразу же обратиться за помощью к специалистам, которые поставят точный диагноз и подберут соответствующую программу лечения.

Совет медика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: