Влэк и лазерная коррекция

Росавиация начнёт следить за здоровьем пилотов — безопасность перелётов усилят

Влэк и лазерная коррекция

Ещё весной Владимир Путин поручил повысить безопасность полётов: внедрить единую систему наблюдения за воздушными судами при помощи ГЛОНАСС, а также до 1 октября передать Росавиации полномочия по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации.

Последнее предусматривает то, что должна появиться специальная система для мониторинга состояния здоровья и профилактики авиационного персонала гражданской авиации, которой, по сути, и смогут заниматься специалисты Росавиации.

Но вот до окончания выполнения поручения осталось три дня, и советник руководителя Росавиации Сергей Извольский пояснил Лайфу, что Росавиация ещё не получила эти полномочия. Но уже продумала, как будет проводить медосмотр.

Лайф попытался понять, как изменится медкомиссия для пилотов. 

«Хлебная карточка» для каждого пилота

Для тех, кто хочет стать пилотом, не секрет, что прежде, чем начать обучение, важно пройти через врачебно-лётную экспертную комиссию (ВЛЭК). Без справки от которой не только нельзя начать обучение на пилота, но и вообще нельзя летать, кроме как пассажиром. При этом процедура медосвидетельствования лётного состава в России является одной из самых сложных в мире.

Для сравнения, в США свидетельство пилота может получить даже человек с ограниченными возможностями. Здоровье же наших лётчиков должно быть сопоставимо со здоровьем космонавтов. Из-за чего, по сути, все будущие лётчики сильно нервничают. Многие авиационные форумы кишат сообщениями, как пройти этот сложный ВЛЭК.

Например, за несколько месяцев необходимо вылечить зубы, проверить зрение (раньше должно было быть строго 100-процентным без коррекции), сделать заранее ЭКГ (чтобы в случае отклонений было время на курс препаратов для нормализации давления), проверить вестибулярный аппарат, вылечить малейшие намёки на простуду, за несколько дней до обследования отказаться от алкоголя, курения, других вредных привычек. А главное, на обследование за «пропуском в небо» важно приходить выспавшимся и бодрым.

Обычно всю комиссию проходят за три-четыре дня, если, как говорят лётчики, «ни на чём и нигде не зацепили».

Требования к здоровью лётчиков прописаны в Федеральных авиационных правилах (ФАП-50) от 2002 года «Медицинское освидетельствование лётного диспетчерского состава…».

Согласно поручению российского лидера, полномочия по проведению медосвидетельствования планируется передать Росавиации.

 Сейчас ВЛЭК для пилотов подведомственны Министерству транспорта, при этом все медицинские требования к здоровью пилотов разбиты на три графы: первая (самая жёсткая) для тех, кто поступает и проходит обучение в лётном училище, вторая для тех, кто имеет свидетельство пилотов, и третья для тех, кто начинает обучение на пилота в лётной школе или Авиационном учебном центре по программе пилотов-любителей.

Популярный блогер, фотограф и пилот Алексей Кочемасов, известный в Интернете под ником Лётчик Лёха, считает, что такой медосмотр не так страшен, как о нём пишут на форумах.

— Вопрос в другом стоит. Нужен ли он в таком объёме? Но чем глубже медосмотр, тем лучше, — говорит он. — Разве плохо, что пилоты каждые полгода проходят комиссию? Один раз в год она очень большая и глубокая, вторая попроще. Разве плохо о своём здоровье узнать, тем более в обязательном порядке?

Как исполняют поручение Владимира Путина

Ещё в мае Владимир Путин поручил правительству создать специальную систему мониторинга состояния здоровья, профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации авиационного персонала гражданской авиации, определить задачи и порядок проведения врачебно-лётной экспертизы указанного авиационного персонала, а сам медосмотр доверить Росавиации на базе подведомственных организаций, в том числе по проверке деятельности врачебно-лётных экспертных комиссий.

Как рассказали Лайфу в Росавиации, полномочия ещё не получили, зато продумали дополнения: в Воздушный кодекс РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», а также ведомственное Положение о Росавиации.

Министерство транспорта и вовсе разработало отдельный законопроект. Сейчас он находится на согласовании у министра здравоохранения.

Предполагается, что когда Росавиация получит необходимые полномочия, то организацию медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований специалистов авиационного персонала планируется осуществлять в медицинском учреждении, подведомственном Агентству, то есть в Центральной клинической больнице Гражданской авиации (ЦКБ ГА).

Пока ещё на сайте Федерального агентства воздушного транспорта есть отдельный список организаций, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала. Комиссий таких немного — примерно 50 на всю Россию.

— В соответствии с предложениями Росавиации «Положение» агентства должно быть дополнено полномочиями по утверждению состава и проверке деятельности центральной врачебно-лётной экспертной комиссии, врачебно-лётных экспертных комиссий и медицинских экспертов, — дополнил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

Кстати, сведения о результатах мониторинга состояния здоровья членов экипажей и диспетчеров вносятся в единую информационную систему, формирование и ведение которой осуществляется уполномоченным правительством ведомством. Скорее всего, после перераспределения полномочий доступ к этой системе получит как раз-таки Росавиация.

Что предлагает Минтранс?

Вообще стоит пояснить: в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго в 1944 году) каждое договаривающееся государство обязуется сотрудничать и соответствовать одинаковым: правилам, стандартам, процедурам и организации воздушных судов, персонала, воздушных трасс и другим нюансам гражданской авиации. По правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в ответственных структурах должен быть медицинский отдел, который проводит медицинские тесты и выдаёт необходимые справки «в небо».

Установлены строгие правила, дифференцированные критерии к каждой категории лётчиков. Россия — один из 191 члена ИКАО и несёт ответственность за обеспечение безопасности полётов. При этом, согласно пояснительной записке к законопроекту Министерства транспорта, требования и понятия российских документов не в полном объёме соответствуют международным терминам и понятиям ИКАО.

Так, в ФЗ «Об основах здоровья граждан» отсутствует понятие «врачебно-лётная экспертиза» и, соответственно, все вытекающие из неё последствия и задачи.

Поэтому в этом законе планируют прописать отдельную статью по врачебно-лётной экспертизе, в том числе её цели, организацию и порядок проведения, систему мониторинга, профилактики, лечения и медреабилитации авиационного персонала.

Бывший командир воздушного судна специалист по безопасности полётов Александр Романов считает, что Росавиация всё же не должна иметь отношение к медосвидетельствованию.

— Не понимаю, с какой стороны агентство должно подходить к освидетельствованию. Для того чтобы освидетельствовать лётчиков, нужны профессионалы-медики, которых мало. У нас во ВЛЭК они потеряли квалификацию.

Иногда за взятки пропускают, иногда на что-то глаза закрывают. Я работал не один год в импортных компаниях капитаном, там медицинскую комиссию проходят 40 минут. Есть врачи, которые наблюдают человека.

А не поверхностно раз в полгода, — говорит он.

Сложнее всего в России

Первая комиссия, по рассказам лётчиков, самая сложная, она будет больше, чем последующие. Для прохождения комиссии в Европе понадобится полдня, в России не меньше двух дней. Пилоты шутят: это если все врачи будут на месте.

Самое важное: анализы, зрение, кардиограмма. Вот в Европе на зрение особо не смотрят. Можно прийти в очках и со справкой о том, какие в них линзы.

Продление комиссии также сильно различается в России и Европе. В некоторых европейских странах для продления справки нужно просто каждый год сдавать анализы. В России эта процедура аналогична первоначальной.

— Разве что после первого прохождения уменьшается количество «докапок» и снижаются требования. Кстати, о требованиях. Для пилотов уже с лицензией, таких как я, требования к глазам снижены, в отличие от поступающих, и допускается коррекция очками до —3, — поясняет один из лётчиков в своём блоге.

Кстати, на Западе понятия «реабилитация лётного состава», можно сказать, не существует. В большинстве европейских стран подход: годен — не годен. В США за здоровьем пилотов следят не ВЛЭК, а авиамедэксперты. Это те же частные доктора, только с соответствующей лицензией.

В марте 2015 года европейские врачи недосмотрели — во французских Альпах тогда произошло крушение самолёта А320 из-за того, что пилот намеренно направил самолёт к земле.

Оказалось, что пилот страдал от депрессии и за несколько дней до трагедии искал в Интернете информацию о возможных способах самоубийства. Кроме того, выяснилось, что у него был синдром эмоционального выгорания и он лечился у нескольких неврологов и психиатров.

После этого немецкий авиаперевозчик Deutsche Lufthansa AG ввёл внеплановые медицинские проверки для пилотов, чтобы предотвратить подобные авиакатастрофы.

Хорошее зрение — залог безопасности полета

Влэк и лазерная коррекция

Существует такой стойкий стереотип, что у пилота и летчика должно быть чуть ли не идеальное зрение. Это является правдой лишь отчасти и только для поступающих в учебные заведения гражданской авиации и летные военные училища

Обычный порядок прохождения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) по зрению следующий:

  1. Проверяется острота зрения. Стандартная процедура проверки зрения у окулиста.
  2. Проверяется цветоощущение. Пример проверочной таблицы можно посмотреть
  3. Бинокулярное зрение, по-простому есть или нет косоглазие. Определяется с помощью «четырехточечного теста»: очки-светофильтры и 5 кружков разного цвета
  4. Ночное зрение и темновая адаптация. Вкратце сначала вас ослепят, а потом в темноте будут показывать всякие фигуры
  5. Ближнее зрение. Насколько близко вы можете различить буквы в книжке
  6. Ну и проверят состояние глаз

Требования к глазам

Самые строгие требования, предъявляемые к поступающим в училища ГА, в том числе это касается и зрения. Немало случаев, когда человек имеющий остроту 1,0/1,0 не проходил по другим параметрам.

Аппарат показал рефракцию 2,75/ 2,25, в то время как для 1-ой группы должно быть 1,0/ 1,0.

Что интересно, выпускаются курсанты из училища после 5 лет обучения уже со 2-ой группой, так рефракция допускается 3,0/ 3,0

Проще всего пройти ВЛЭК пилотам-любителям, если же ваша цель лицензия коммерческого пилота или линейного, а по зрению вы явно не дотягиваете, то можно попробовать его восстановить, как безоперационным способом, с помощью всяких упражнений и приема витаминов, так и операционным способом.

Коррекция зрения с помощью лазера

Современные технологии все чаще вторгаются в нашу жизнь, позволяя без лишних трат времени сразу восстановить утраченное зрение, но и здесь законодательно есть некоторые ограничения, хотя часто врачи на ВЛЭК даже не замечают следы проведенных операций.

На профильных форумах люди пишут про свой опыт прохождения ВЛЭК у окулиста после перенесенных неоднократных операций по коррекции зрения. Так у человека была операция по замене хрусталиков на обоих глазах, на правом глазу операция прошла не совсем удачно, и пришлось делать дополнительно лазерную коррекцию LASIK, после чего острота зрения стала 0,9 и 0,7 соответственно.

С этими результатами человек пошел проходить ВЛЭК. Оказалось, что в подзаконных приказах прямого разрешения на два хрусталика нет, но и запрета тоже не было. В центральном ВЛЭК ГА решили, что решение должны принимать самостоятельно на месте. После долгих хождений и помощи знакомого окулиста удалось получить желанное положительное заключение для лицензии частного пилота.

Вообще в подобных случаях общая практика такая, что вердикт на усмотрение врача, при условии, что функции зрения сохранены в должных параметрах и после операции прошло пол года, но это для линейных и коммерческих пилотов, а для частных пилотов таких проблем нет.

Если же вы по зрению не прошли ВЛЭК есть вариант попробовать посетить ЦВЛЭК (Центральную врачебно летную экспертную комиссию), они имеют право смягчать требования при решении вопроса по медицинскому заключению, даже если есть отклонения выходящие за допустимые пределы.

Примером может служить история человека со зрением -4,0 диоптрия на оба глаза, тогда как для пилотов-любителей допускается -3,0. Окулист дал положительное заключение, объяснив тем, что по 3 графе допускается близорукость до -5,0 до операции, а операция делается по желанию.

Если вы не прошли ВЛЭК по причине «индивидуальная оценка», то можете попробовать пройти в ЦВЛЭК

Улучшить зрение самостоятельно

Проведение хирургического вмешательства и лазерной коррекции для улучшения остроты зрения может быть оправдано, если это ваш заработок и все другие способы оказались бессильны. Остается выяснить: все ли способы были учтены, и что еще можно предпринять, чтобы получить заветную справку.

  1. Посетите окулиста по месту жительства до прохождения ВЛЭК. Сделав это, вы точно выясните какое у вас зрение и на что можно рассчитывать при прохождении ВЛЭК.Так во время своего визита к врачу я сказал, что непременно хочу восстановить остроту с 0,6/ 1,0 до нормального значения 1,0/ 1,0. Сказались годы учебы в университете, бессонные ночи за штудированием лекций: тогда зрение на правом глазу упало с 0,9 до 0,6 и так и не восстановилось после. Конечно, для свидетельства частного пилота достаточно 0,5, но 1,0 лучше 0,6!В результате визита вердикт врача был неутешительный: «В вашем возрасте», мне 30, «глаза восстанавливаются до 1,0 только через лазерную коррекцию. Капли могут помочь, но это маловероятно» После вопроса по поводу капель, мне был выписан длинный рецептурный бланк:— тауфон 4%, по 1 капле 3 раза в день в оба глаза— эмоксипин 1%, по 1 капле 3 раза в день в оба глаза— лютеин комплекс, это витамины, по 1 табл. 3 раза в день во время еды

    Ну и общие наставления по поводу моркови и черники: лучше больше и в натуральном виде.

  2. Правильное питание
    Вообще с каплями и с правильным питанием рациональное зерно заключается в том, что глазам для восстановления необходимо обеспечить нормальное питание.Одним из самых эффективных средств восстановления глаз является свежий морковный сок, а для лучшего усвоения можно добавить в него сливки. Также для глаз полезны другие овощные соки: сельдерея, шпината и петрушки.Кроме питания есть еще специальные упражнения.
  3. Начните делать упражнения для глаз. Еще во время учебы в университете врач-окулист рассказывала мне без всякого преувеличения, что ее студенты восстанавливали зрение до 1,0 упражнениями Бейтса (У.Г. Бейтс «Совершенное Зрение Без Очков — Лечение Несовершенного Зрения Без Помощи Очков»): главные из которых пальминг и соляризация.

Если сложить все перечисленные составляющие в систему, то награда не заставит вас ждать, и желаемое зрение вернется.

Конечно, на это потребуется время, но здоровые глаза у пилота – это залог его безопасности и тех, кто рядом.

Что касается самого автора, то за полгода до прохождения ВЛЭК я решил всерьез подтянуть свое зрение: регулярно выполнять упражнения, принимать полезную для глаз пищу, ну и прописанные капли.

Если есть возможность обойтись без операции для прохождения ВЛЭК попробуйте восстановить зрение самостоятельно.

Совет медика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: